27 января 2012 года, в день отдания праздника Богоявления и день памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, а также в день 70-летия снятия блокады Ленинграда в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова была совершена Божественная литургия.
Накануне вечером в храме всенощное бдение совершил архимандрит Софроний (Смук), которому сослужили проректор по воспитательной работе протоиерей Виталий Грищук, архимандрит Амвросий (Хорозидис), иеромонахи Геннадий (Поляков), Серафим (Бубнов), Иларион (Резниченко), Лаврентий (Абдурахманов), священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Дионисий Харин, Глеб Санюк и Александр Зиновкин, диаконы Кирилл Журавлев, Герман Ранне, Иоанн Тарасов, иеродиаконы Виталий (Морозов) и Афанасий (Букин).
В воскресный день служение Божественной литургии также возглавил архимандрит Софроний, которому сослужили иеромонахи Серафим (Бубнов), Лаврентий (Абдурахманов) и священник Александр Зиновкин, диаконы Кирилл Журавле и Герман Ранне, иеродиакон Афанасий (Букин).
В храме молились преподаватели, сотрудники, студенты всех отделений академии и прихожане академического храма.
Богослужебные песнопения исполнили мужской хор академии под управлением студента 1 курса бакалавриата Марка Качанкина, смешанный хор под управлением И.Ю. Хмелевской и женский хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной).
На заупокойной ектении были возглашены прошения о упокоении душ всех скончавшихся в Ленинграде в дни его блокады.
Во время причащения духовенства в алтаре магистрант I курса богословского отделения академии чтец Павел Литвин произнес проповедь на тему евангельского зачала о богатом юноше, в которой раскрыл тему заповеди любви к Богу и ближним.
По окончании литургии перед иконами Крещения Господня и святой равноапостольной Нины было совершено славление.
Архимандрит Софроний (Смук) произнес проповедь на тему праздника Богоявления, в частности, сказав:
«Мы знаем из Евангелия, что Иоанн Креститель крестил во Иордане приходящих к нему грешников, то есть видимым знаком омовения погружающиеся в воды Иордана получали прощение грехов. Тем самым воды Иордана загрязнялись, то есть они снимали и принимали ту нечистоту, которая сходила с кающихся грешников. И вот к Иоанну Крестителю приходит безгрешный Христос Спаситель, Сын Божий, Который не имел нужды в водном омовении. Когда же Иоанн Креститель возразил, сказав: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко Мне?» (Мф 3:14), то Христос ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф 3:15). То есть Господь исполнил должное, тем самым подвигнув грядущие поколения приходить к водам очищения и омывать свою прежнюю греховную жизнь покаянием.
После того как Господь погрузился в воды, все нечистоты, находившиеся в водах Иордана, исчезли, погибли, потому что, как мы знаем из чина Великого освящения воды, Он «поразил змиев, тамо гнездящихся», и с этих пор воды Иордана стали святыми, и до сего дня христиане почитают эту святыню и омываются, когда там бывают, и принимают как великую агиасму, то есть великую святыню.
Есть еще иное название настоящего праздника Богоявления — это Просвещение. Господь перед выходом на общественное служение не имел нужды в особом приготовлении к этому, но Он в воспитательных для окружающего народа целях совершил восхождение в Иорданские воды, тем самым освятил водное естество и после этого, как мы знаем из Евангелия, Господь вышел на проповедь Своего спасительно Евангелия.
Мы, братия и сестры, призванные Богом в эту духовную школу, то есть в духовный Иордан, должны в первую очередь принести покаяние — раскаяние в своей прежней греховной жизни, чтобы мы, омывшись духовными водами этого Иордана, приготовили себя на общественное служение, к которому зовет нас Спаситель, говоря: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф 9:37). Нужно готовить делателей, чтобы они собирали урожай и приносили плод духовный, руководили народом Божиим, ведя его в Царствие Небесное. Поэтому, находясь в этом духовном Иордане, мы должны максимально использовать наше время пребывания здесь для изучения духовных дисциплин, приобретения навыков церковной жизни, укрепления христианского чувства и тем самым запастись знаниями, чтобы выйти на общественное служение и принести пользы Богу и людям.»
Пресс-служба СПбПДА