Чтец Антоний Пронских. Первый патриарх Московский Иов, его вклад в развитие Русской Церкви и государства

Патриарх Иов

Святитель Иов, первый патриарх Московский и всея России является достойной фигурой в истории. С его именем связано не только установление патриаршества в России, но и развитие, формирование православной культуры среди населения.

Личность святителя Иова

Будущий святитель Иов, родился около 1530 г. в Тверской губернии, в городе Старице. Родители Иоанна (мирское имя святителя) были благочестивые люди, воспитавшие сына в твердой Православной вере. Уже в ранние годы он учится грамоте у настоятеля Успенского Старицкого монастыря архимандрита Германа, который был образцом для будущего святителя. Конечно же, глядя на своего учителя, монаха, в юноше стало возрастать желание монашеского жития. С благодарностью он впоследствии вспоминал о своем первом наставнике[1].

Постриг в монашество был совершен около 1553 г. В монастырском послушании он прожил больше 15 лет, и стал настоятелем монастыря. За это время формировалась духовно-нравственная личность Святителя Иова. Он сумел воспитать бескорыстие и нестяжательность, которыми пользовался для церковного благоустроения. Был воздержанным во всем, послушлив, крепко молился. Его современники и ученики удивлялись чистоте жития и постническому образу жизни[2]. Патриарх имел уникальную память, великолепно знал устав. Сохранял и приумножал монашеские качества – любовь к братии, милосердие и прощение[3]. Патриарх обладал проницательным взором, был великолепный мыслитель и психолог[4].

Посещая Старицкий монастырь царь Иоанн Грозный заметил образованного инока. И в последующем не без участия царя Иов был поставлен в настоятели, и спустя время в архиереи. Трудясь на разных должностях церковного служения, будущий патриарх продолжал жить по Евангелию, упражняясь в духовном делании.

Патриарх Иов

В 1581 г. состоялась его архиерейская хиротония во епископа Коломенского. Сын Иоанна Грозного царь Феодор относился к преосвященному Иову очень благожелательно. В 1586 г. архиепископа Иова переводят на Ростовскую кафедру, и в 1587 г. следует поставление на Московскую кафедру Первосвятителем[5].

После долгих рассуждений царь представил трех кандидатов на патриарший престол. Заранее было известно, кто будет патриархом, но формальный выбор нужно было совершить[6]. Так, патриархом был объявлен Иов.  23 января 1589 г. состоялось поставление в патриархи. Чин совершил патриарх Константинопольский Иеремия. Над Иовом была совершена «полная архиерейская хиротония с возложением рук всех епископов»[7].

Церковная деятельность

Учреждение патриаршества не произвело существенных изменений в правах русского первосвятителя. Иерархический строй Церкви остался таким же, как при митрополитах Московских. Для управления церковных дел были созданы приказы: судный (разряд), казенный, дворцовый[8]. Установлены 4 митрополии (в т. ч. Крутицкий викарный митрополит), 6 архиепископов и 8 епископов в епархиях.

Патриарх стремился распространить православие среди татар. В Казани была создана «слобода с церковью», для «охранения христианства». Под покровительство Русской Церкви отошла Грузия, что свидетельствует о миссионерской политике патриарха Иова. В Астраханское ханство был поставлен архиепископ Феодосий. Крещение Сибири, начавшееся при Иове, стало важным государственным событием[9].

Были установлены некоторые новые праздники, начинается книгопечатание, хотя за недостатком знающих греческий язык, было много ошибок в текстах[10]. Сам великолепно образованный, он заботился об образовании священнослужителей. Патриарх способствовал прославлению в лике святых многих угодников Божиих: прп. Иосифа Волоколамского, свтт. Петра, Алексия, Ионы, прп. Мартирия Зеленецкого. Были обретены мощи свтт. Гурия и Варсонофия, прп. Антония Римлянина, князя Романа Угличского. Деятельность патриарха сопровождалась открытием новых монастырей и строительством храмов, соборов.

Патриарх уделял внимание низшему духовенству, были созданы «поповские старосты», для регулирования служения священников на приходах. Это позволяло, хотя и не без трудностей, укрепить духовное и дисциплинарное состояние священнослужителей[11].

Влияние святителя на царя и формирование государства

Управление Русской Церковью для патриарха Иова совпало с временами кризисов государственной власти и междоусобиц. Деятельность его очень часто была связана не только с управлением церковным, но и гражданским. Хотя сам святитель старался не участвовать в решении государственных дел, понимая, что это не его сфера влияния.

Патриарх твердо стоял на сохранении Православия и укреплении Русской Церкви. Он был против Лжедмитрия и поддерживал Б. Годунова. Многие обвиняли патриарха в том, что он молчит, видя нестроения. Бунтовщики в результате свергли патриарха, незаконно поставили Игнатия, который впоследствии был лишен сана. Царский престол занял князь Василий Шуйский, который должен был избрать патриарха. Формально им оставался Иов, но в силу немощи и слепоты, не мог управлять Церковью. Освященным собором патриархом был избран митрополит Гермоген[12].

Патриарх Иов

Два патриарха Иов и Гермоген просили прощения у русской паствы, читая покаянную грамоту. Это событие состоялось 20 февраля 1607 г. в Успенском соборе Кремля[13]. Патриарх Иов возвратился в Старицкий монастырь как простой монах, где мирно отошел к Богу 19 июля 1607 г.

Итоги деятельности святителя Иова

Главной целью всей деятельности патриарха Иова было укрепление в России Православия, усиление веры и духовной мощи Русской Церкви. Необходимо отметить, что русская паства любила своего святителя. Люди прислушивались к нему, и после его кончины почитание стало явным. Несомненно, святитель Иов стал исповедником веры в годы смутного времени.

Исследователи говорят о нестяжательности святителя по факту обнаружения скромности в келье почившего. Исходя из икон в его келье, можно говорить о молитве праведника. Он искренне молился за Святую Русь, ее укрепление в Православной вере.

Вклад святителя Иова, первого патриарха Русской Православной Церкви, в формирование православной державы очевиден. Он старался быть образцом веры для паствы, старался быть верным царю, избегать потворства лжецарям и самозванцам. Ввиду миссионерской деятельности православная вера распространяется среди дальних народов Руси, вместе с тем повышается религиозно-нравственная составляющая этих народов.

Влияние патриарха на царя была не велика, хотя цари Феодор и Борис Годунов относились к патриарху уважительно, считаясь с его авторитетом. Смутное время сопровождалось многими усобицами, переделом власти, соответственно государственные деятели были мало заинтересованы проблемами церковных дел. Самозванческая компания в итоге поставила своего патриарха — политическую фигуру — Игнатия, который резко отличался от Иова своей равнодушностью к делам России.

Патриарх Иов стремился систематизировать деятельность патриархии, вводя новые учреждения для управления церковными делами – приказы. Особое попечение о духовенстве (образование, бытовые и дисциплинарные нормы) свидетельствует о грамотной кадровой политике в Церкви.

Необходимо отметить стремление патриарха Иова поднять патриотическое настроение российского населения. Видя междоусобицы и смуту, народ во многих отношениях становился дезориентированным, это отражалось и на отношении к вере. Решая эти проблемы, патриарх канонизирует целый сонм русских святых.

Патриарх Иов был образцом для православной России. Одним из важных пунктов его служения является молитвенный подвиг, образ благочестия и дисциплины. Став первым патриархом Русской Церкви, святитель Иов задает некий тон, верхнюю границу для своих предшественников – предстоятелей Русской Православной Церкви.


Источники

  1. Карташев А. В. История Русской Церкви. М.: Эксмо, 2010.
  2. Макарий, митр. История Русской Церкви. Т. 10. СПб., 1881.
  3. Тальберг Н. История Русской Церкви. New York, Jordanville, Holy Trinity Monastery, 1959.
  4. Толстой М. В. История Русского Православия. М.: Эксмо, 2010.
  5. Феофилакт (Моисеев), игум. Святитель Иов – первый русский Патриарх // Богословские труды. 1990. № 30.

[1] См.: Феофилакт (Моисеев), игум. Святитель Иов – первый русский Патриарх // Богословские труды. 1990. № 30. С. 200.

[2] См.: там же.

[3] См.: Макарий, митр. История Русской Церкви. Т. 10. СПб., 1881. С. 57.

[4] Феофилакт (Моисеев), игум. Святитель Иов – первый русский Патриарх // Богословские труды. 1990. № 30. С. 229.

[5] См.: Карташев А. В. История Русской Церкви. М.: Эксмо, 2010. С. 267.

[6] См.: там же. С. 262.

[7] Карташев А. В. История Русской Церкви. М.: Эксмо, 2010. С. 264.

[8] См.: Тальберг Н. История Русской Церкви. New York, Jordanville, Holy Trinity Monastery, 1959. С. 305, 307.

[9] См.: Феофилакт (Моисеев), игум. Святитель Иов – первый русский Патриарх // Богословские труды. 1990. № 30. С. 220.

[10] См.: Толстой М. В. История Русского Православия. М.: Эксмо, 2010. С. 370.

[11] См.: Феофилакт (Моисеев), игум. Святитель Иов – первый русский Патриарх // Богословские труды. 1990. № 30. С. 212.

[12] См.: Феофилакт (Моисеев), игум. Святитель Иов – первый русский Патриарх // Богословские труды. 1990. № 30. С. 216.

[13] См.: Тальберг Н. История Русской Церкви. New York, Jordanville, Holy Trinity Monastery, 1959. С. 312.


Опубликовано 21.10.2014 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter