13-14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы Богородицы, в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова епископ Петергофский Амвросий возглавил служение всенощного бдения и Божественной литургии. Перед окончанием вечернего богослужения владыка постриг во чтецов 10 студентов выпускного курса бакалавриата. За Литургией Преосвященнейший епископ Амвросий рукоположил возведенного накануне в сан иподиакона магистранта Сергия Ладанова во диакона.
За праздничным всенощным бдением владыке Амвросию сослужили архимандрит Софроний (Смук); архимандрит Григорий (Нанокодис); протоиерей Виталий Грищук, проректор по воспитательной работе; иеромонахи Геннадий (Поляков), Серафим (Бубнов), Сергий (Иванов), Афанасий (Букин), Виталий (Морозов); священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Глеб Санюк и Александр Зиновкин; протодиакон Кирилл Журавлёв; архидиакон Тимофей (Цисмалидис); диаконы Герман Ранне и Владимир Первушин-фон-Дитц.
После пения тропарей на «Бог Господь» проповедь произнес студент 4 курса бакалавриата иеромонах Афанасий (Букин).
Полиелейную стихиру праздника Покрова Божией Матери на распев Киево-Печерской Лавры в гармонизации диакона Сергия Трубачева исполнило трио в составе аспиранта академии иерея Глеба Санюка, протодиакона Кирилла Журавлева и студента 2 курса бакалавриата Марка Качанкина.
Перед чтением первого часа епископ Амвросий возвел в сан иподиакона магистранта II курса Церковно-Практического отделения Сергея Ладанова и совершил чин хиротесии во чтеца студентов 4 курса бакалавриата: Георгия Бойченко, Григория Бринзея, Алексея Будько, Иоанна Гвоздия, Георгия Гукова, Евгения Ефимова, Андрея Заветного, Алексея Киселева, Александра Рожманова и Андрея Смирнова.
В церковном богослужебном календаре Покров Пресвятой Богородицы отмечен как великий богородичный праздник, однако его богослужебный устав во многом схож с уставом двунадесятых праздников: полагается совершение малой вечерни и торжественного всенощного бдения с литией.
В сам день праздника Покрова Божией Матери епископ Амвросий возглавил служение Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста.
Его Преосвященству сослужили архимандрит Софроний (Смук); архимандрит Григорий (Нанокодис); протоиерей Михаил Браверман, настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены; иеромонахи Серафим (Бубнов), Сергий (Иванов), Афанасий (Букин) и Виталий (Морозов); священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Глеб Санюк и Александр Зиновкин; протодиакон Кирилл Журавлёв; архидиакон Тимофей (Цисмалидис); диаконы Герман Ранне и Владимир Первушин-фон-Дитц.
После чтения Евангелия проповедь произнес преподаватель СПбПДА Дмитрий Андреевич Карпук.
За Литургией по окончании евхаристического канона владыка Амвросий рукоположил иподиакона Сергия Ладанова во диакона.
По окончании богослужения Преосвященнейший епископ Амвросий обратился к молящимся с архипастырским словом.
«Дева в этот день предстоит в Церкви, и со святыми невидимо молится о нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, и апостолы с пророками ликуют: ради нас Богородица молит Превечного Бога».
(тропарь праздника Покрова в переводе на русский язык)
Праздник Покрова Божией Матери – один из самых почитаемых Богородичных праздников в Русской церкви. Он имеет очень интересную историю. Его происхождение относится к X веку и связано с явлением Пречистой Владычицы святому Андрею, Христа ради юродивому, во время богослужения во Влахернской церкви Константинополя. Это произошло в 910, по некоторым источникам в 902 году, при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, в то время, когда Византийская империя вела войну с сарацинами. (Хотя в Русском церковном предании существует склонность отождествлять время этого чудесного явления Богородицы со временем похода на Константинополь киевского князя Аскольда или же полулегендарным походом Вещего Олега).
Скорее всего, в народном сознании произошло смешение двух разделенных несколькими десятилетиями событий: спасения Константинополя от войск Аскольда (около 860 года) и видения Андрея Юродивого (самый конец IX — начало X веков).
Однако исторические разногласия по данному вопросу ни в коем случае не влияют на суть праздника. Находясь в крайней опасности и не рассчитывая уже на собственные силы, жители города во множестве поспешили во Влахернский храм, где хранилась величайшая святыня христианского мира – пояс Пресвятой Владычицы. В числе молившихся был святой Андрей, Христа ради юродивый. В четвёртом часу ночи, подняв глаза к небу, Андрей увидел идущую по воздуху в сопровождении Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова Пресвятую Богородицу, озарённую Небесным Светом и окружённую ангелами и сонмом святых. Пречистая Владычица, спустившись к престолу, сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, свидетельствуя тем самым о том, что своими молитвами она непрестанно защищает человеческий род от врагов видимых и невидимых.
Интересно отметить, что в самой Византийской империи традиция праздника Покрова Пресвятой Богородицы не сохранилась. На Руси, напротив, начиная с ХII века и по сей день Покров остается одним из самых любимых и празднуемых дней Церковного календаря. История появления этого праздника в нашем Отечестве связана с именем князя Андрея Боголюбского. Узнав из жития своего небесного покровителя о чудесном предстательстве Пресвятой Богородицы, князь Андрей, в благодарность за одержанные в войне с камскими болгарами в 1164 году победы, установил в честь этого события церковный праздник. В одной из рукописей ХII века приводятся такие слова князя: «Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». О том, что праздник быстро получил общее признание и широкое распространение свидетельствует тот факт, что вскоре после установления Покрову стали посвящать вновь построенные храмы, первый из которых храм «Покрова на Нерли», построенный князем Андреем в память о погибшем в лютой сече юном сыне. До сего дня эта жемчужина древнерусского зодчества продолжает поражать нас своей неземной красотой и совершенством форм, дивной гармонией с окружающей природой.
Такое необыкновенное внимание русских христиан к чудесному событию, произошедшему с враждебным народом и в тех условиях противостояния имевшему противоположный национальным интересам итог, такая торжественно отмечаемая память об уязвляющей историческую память неудаче свидетельствуют о том глубинном, чистейшем понимании христианства, как свободного от национальных, политических, идеологических установок, которое было свойственно нашим предкам в те времена. Это было и есть то единственно верное понимание надмирного и наднационального Царства Божия на земле, где, по слову апостола, «нет ни эллина, ни иудея, <…> нет варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». (Кол. 3:11)
Почитание праздника Покрова Пресвятой Владычицы говорит и о том особенном отношении наших отцов к Матери Божией, как к Заступнице и Ходатаице, об их горячей любви к Ней, в полной мере ощущение силы Ее молитв, Ее предстательства, Ее заступничества перед Сыном и Богом.
Во все времена, даже в годы самого разгула отчаянного богоборчества, в годы торжества сатанинской злобы и ненависти, истинно верующие русские люди свято верили в то, что Пресвятая Богородица простирает над нашей многострадальной землей свой Пречистый омофор. Эти полные надежды и любви чаяния нашли свое отражение в замечательных словах известного русского богослова и мыслителя ХХ века протоиерея Сергия Булгакова, произнесенных им в самом начале безбожного антирелигиозного беснования на нашей земле: «…Не только тысячу лет назад молилась слезно Богородица, но молится ныне и здесь, и всегда, и всюду, и до скончания века. И не только над присутствующими тогда простерся ее покров, но и над всем родом человеков, и над всем миром и над нами, грешными, сияет осеняющий и спасающий покров Богоматери, хотя и не имеем очей, достойных это увидеть. Божья Матерь посредствует между землей и небом. Она есть любовь и милосердование, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет. Она — не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство. <…> Грех и скорби мира ранят сердце вселюбящее, на злобу и грех она ответствует любовью и слезами. Богоматерь плачет о мире. Мир не оставлен в скорби своей, человек не одинок в печали. Верим и знаем, что и днесь предстоит Милосердная с молитвой и плачем о русской недоле. Слышит ли наше сердце плач Ее? Знает ли Ее молитву и утешение? Знает ли покров Ее над нашей землей? Да, слышит и знает, когда молитвенно склоняется перед Пречистой. Не оставила Она нашу землю, хотя и попущены ей сатанинские испытания…».
Стоит отметить, что, как уже было сказано выше, долгое время праздник Покрова, несмотря на греческие корни, отмечался только в России. Но в нынешнем веке он вернулся и в Греческую Церковь. По решению Священного Синода Элладской Церкви праздник Покрова Пресвятой Богородицы празднуется в день освобождения Афин 28 октября, во свидетельство о явном заступничестве Пресвятой Богородицы в годы Второй Мировой войны, помогшей греческому народу освободиться от фашистских завоевателей. В честь праздника составлена особая служба. Также, особо почитается праздник Покрова и на Святой горе Афон.
Пресс-служба СПбПДА