Преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии принял участие в работе международной научной конференции «Известные и неизвестные открытия ХХ века»

Преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии принял участие в работе международной научной конференции "Известные и неизвестные открытия ХХ века"

3 декабря 2013 года преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии доцент протоиерей Кирилл Копейкин принял участие в работе международной научной конференции «Известные и неизвестные открытия ХХ века», организованной Факультетом свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета и Музеем современного искусства им. С. П. Дягилева, где сделал доклад «Юнг и Паули: соприкосновение судеб и творчества».

Многими исследователями отмечалось наличие удивительных корреляций между появлением типологически сходных тенденций в естественных и гуманитарных науках. Глубинная причина возникновения таких синхронистических корреляций состоит в том, что, как говорил протопресвитер Иоанн Мейендорф, «подлинное восприятие реальности покоится на целостности знания. <…> Познание истинной реальности осуществляется там, где разные формы восприятия сходятся воедино. Именно на этом уровне формируется подлинная человеческая культура». Ярким примером такого «схождения воедино различных форм восприятия» является сотрудничество творца аналитической психологии Карла-Густава Юнга и одного из крупнейших физиков ХХ столетия, лауреата нобелевской премии Вольфганга Паули. Одним из плодов их сотрудничества стала работа «Влияние архетипических представлений на формирование естественнонаучных теорий у Кеплера». Кеплер был интересен Паули именно потому, что его идеи «знаменуют важный промежуточный этап между прежним магико-символическим и современным количественно-математическим описанием природы». Паули полагал, что  фундаментальные структуры психики находят символическое отражение в естественнонаучных построениях. По его мысли первообразы Кеплера во многом совпадают с введенными в психологию Юнгом архетипами.

В работе «Синхронистичность: некаузальный связующий принцип» Юнг отмечал, что, согласно изысканиям Паули, полемика Кеплера и Фладда ознаменовала собою переход от прежнего «четверичного», «самостного», магико-символического описания природык «тройческому», «эгоистическому», количественно-математическому, описывающему и объясняющему всё в категориях пространства, времени и причинности. В то время как Кеплер считал ключевым число 3 (трёхмерность пространства он связывал с Божественной Троичностью), для Фладда таким было число 4, которое он ассоциировал со священным Тетраграмматоном, четырьмя временами года, четырьмя элементами геометрии (точкой — линией — поверхностью — телом) и четырьмя стихиями мироздания (субстанцией — акциденцией — количеством — движением). По мнению Паули, тройческая мандала Кеплера символизирует определенную установку или душевный уклад, по своему значению далеко выходящую за пределы атрибутов личности Кеплера; именно они явились причиной возникновения того естествознания, которое сегодня мы называем классическим.

Будучи одним из творцов квантовой физики, Паули остро ощущал, что факт вовлеченности наблюдателя в квантовомеханическое описание реальности вынуждает отказаться от классических представлений об «объективной научной картине мира», не зависящей от человека. Он полагал, что современное естествознание заставляет нас рассматривать физическое и психическое можно как взаимодополняющие друг друга аспекты одной и той же реальности. Это означает, что, во-первых, субъективный элемент присоединяется к физической картине мира и, во-вторых, неизбежно существует связь между психе, которую нужно объяснять, и объективным пространственно-временным континуумом. Возвращение к архаической точке зрения, единство и замкнутость которой достигались ценой наивного невежества представлений о природе, для современного человека, очевидно, невозможно. Тем не менее именно сильное стремление ко все большему единству картины мира способствует тому, что современный человек начинает сознавать то значение, какое имеет для становления научных идей донаучная ступень познания. Юнг также был уверен в необходимости «расширения троичности до четверичности». Обсуждая часто повторявшиеся в сновидениях Паули кватерные символы, Юнг настаивает на том, что «четверица яв­ляется более или менее непосредственным образом Бога, проявляюще­го себя в творениях». В отличие от Кеплера и Фладда, мы считаем приемлемой лишь такую точку зрения, — настаивал Паули, — которая признает обе стороны действительности — количественную и качественную, физическую и психическую — дополняющими друг друга и рассматривает их в неразрывном единстве. Сегодня эта проблема приобретает стратегическое значение для развития конвергентных технологий, которые, как надеются исследователи, смогут преодолеть грань между живым и неживым, физическим и психическим мирами и тем самым радикально изменить направление развития цивилизации.

Пресс-служба СПбПДА


Опубликовано 04.12.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter