– Давайте тогда от музейных дел вернемся к культуре. Понятно, что Петербург – это самый европейский город в России. Эрмитаж — тоже европейский музей, а вы всю жизнь как ученый занимались арабским Востоком, исламом. Как вам сейчас видится взаимодействие этих двух культур?
– Хотите уйти от музея, но не удастся. Музеи становятся универсальными местами, куда приходят люди разных национальностей, вероисповеданий. Может быть галерея мейсенского фарфора, а параллельно – китайского фарфора, и это тоже диалог культур. Здесь важен пример Лондона и Британского музея, где представлены культуры многих стран и народов, и даже приезжающие бангладешцы или индусы могут в Британском музее увидеть то, чего они не увидят у себя в Индии.
– Потому что музеи – это ведь вообще западная придумка.
– Да, это западная придумка. Каждый живущий в Лондоне имеет в Британском музее что-то свое. Они организуют праздники разных культур, национальных меньшинств. У нас это пока не очень получается. Хотя на экспозицию Средней Азии мы приглашаем среднеазиатов, которые живут в Петербурге. Понятно, что на армянскую – армян, на грузинскую – грузин. Здесь есть представительство их культуры, и они могут не только эту культуру воспринимать, холить, лелеять и показывать детям, но и сами сохранять с ней связь.
Мы очень много рассказываем о мусульманской культуре, о ее разнообразии, о ее особенностях, о том, что она по своей широте отвергает многие навязанные стереотипы, например, запрет на изображения. Исламское искусство гораздо более абстрактное, чем, условно говоря, европейское христианское, оно ориентировано на рай и воспитывает с помощью рассказа о рае, в отличие от христианства, которое воспитывает с помощью рассказа о страданиях.
Смысл музея в том, что он должен сложное сделать красивым. Люди должны любить сложности, человек, которого воспитывает культура, должен быть сложным. Это нужно для человечества, потому что простой человек не сможет дальше развивать цивилизацию. Дважды два не всегда четыре, параллельные линии могут сходиться и не сходиться, существуют очень сложные связи – всё это можно объяснить, но необходимо нестандартное мышление, а оно рождается культурой.
Есть разные теории культуры, примерный смысл одной из них: культура отвечает на те потребности, которых еще нет, они должны появиться у человека будущего. И из этого потом родятся разные технические озарения, новое понимание мира, могут появиться другие духовные пути. Еще мне нравится определение, что культура – это не наследуемая генетически память поколений. Действительно, ее не передашь генетически, поэтому должно быть усилие и того, кто учит, и того, кто учится.