«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною. Потому что кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит?» (Мк 8:34-36).
Дорогие братья и сестры! Сегодня, находясь уже на средине пути по дороге к cветлому празднику Пасхи, Святая Церковь предлагает нам слова Спасителя, которые с поразительной четкостью ставят нас перед выбором, и мы как бы становимся на распутье двух дорог.
Господь наш Иисус Христос, будучи искушаем от одного из самых близких к Нему учеников, апостола Петра, который отговаривал Его от принятия крестных страданий, призывает народ и в двух словах описывает всю суть земного пути христианина. «Если не умрете за добродетель и истину, то не спасетесь». По словам Блаженного Феофилакта, важно понимать, что Господь тут никого не принуждает, но говорит «если хочешь». «Если хочешь – бросай все, идем, Я покажу тебе прямой путь к Жизни». Этот призыв Спасителя может показаться нам довольно страшным, и, может быть, непонятным. Неужели, раз я христианин, то должен обязательно страдать? Как же это согласуется с темой о постоянной христианской радости? И тут нам стоит посмотреть на опыт Церкви, опыт святых, которых мы имеем так много и молимся им каждый день, ни одно житие не обходится без упоминания о каких-либо скорбях или страданиях в их жизни. «Вы не найдете ни одного спасенного, который не был бы крестоносцем», – говорит Святитель Феофан Затворник. Ведь совсем не важно, что эти люди были святыми. Они ведь не были святыми изначально – они ими стали.
На эту тему митрополит Антоний Сурожский приводит слова преподобного Серафима Саровского о том, что между погибающим грешником и спасающимся праведником существует только одна разница – решимость. Грешник часто очень эмоционально и с удовольствием воспринимает красоту, добро, истину, однако быстро потухает, потому что то, что он воспринял, так и осталось лишь мимолетной вспышкой души. Он не решился дальше бороться ради красоты, ради истины и в конечном итоге — ради Христа, быть предельно внимательным и милостивым по отношению к ближнему и предельно беспощадным к себе.
В жизни всегда трудно принимать какие-то серьезные решения. На пути становится боязнь за себя, за свою судьбу: «Что со мной будет?» Однако, чего стоит в жизни самонадеянность, мы видим из примера того-же апостола Петра, когда он во время бури на Генисаретском озере, пойдя ко Христу по воде, лишь на мгновение усомнился, и в тот же момент стал тонуть. Вряд ли он попросился идти, чтобы испытать свою веру или власть Господа над бурей, ему просто захотелось быть вместе со Христом, которого он так любил, и не важно где – даже в сердце бушующей и смертельно опасной стихии.
Кажется, что в рамках нашей обыденной жизни, не так уж часто представляется возможность совершить такой отважный поступок. Но по мнению святых отцов, мы бы так не думали, если бы чаще вспоминали о смерти, в том смысле, что каждое наше слово, взор, улыбка или какой-то другой жест по отношению к ближнему может стать последним, последним не только для нас, но и для того, к кому мы обращаемся. Мы можем это остро прочувствовать, когда теряем очень дорогого и близкого нам человека. На ум сразу приходит неисчислимое количество мыслей о том, что здесь я поступил не так, там слишком грубо ответил, а вот здесь не проявил достаточно заботы… Но теперь уже поздно, и ничего не изменить. И каждое воспоминание о такой, на первый взгляд, мелочи, отражается в нашем сердце как сильная, ноющая боль. Наверное, если хотя бы пытаться строить каждый свой поступок в таком контексте, то этого может стать вполне достаточно, по крайней мере на первое время, чтобы понять, что значит смиренно и кротко нести крест вместе с нашим Господом. Вместе с Ним любить и заботиться о наших ближних, вместе с Ним терпеть те трудности, которые преподносит нам жизнь… Уже от одной этой мысли нам станет ясно, почему многие раннехристианские мученики спешили, чтобы пострадать за истину, за любовь, за Христа.
Вот, оказывается, к чему нас призывает Господь – быть с Ним и не бояться, потому что там, где Господь, там нет места страху, скорби, печали или унынию. И мы видим, что, оказывается, не так это страшно, как кажется – нести крест. Важно помнить, за Кем мы идем, Господь по словам Святителя Тихона Задонского, каждому из нас говорит: «Иди за Мной, Я жил на земле, чтобы сделать тебя жителем небесным, иди за Мной, Я не имел места где головы подклонить, чтобы тебя привести в дом Отца Моего небесного, иди за Мной, Я плакал, болел, скорбел и тужил, чтобы тебе подать истинное утешение, радость и веселие, иди за Мной…».
Господь нас зовет, постоянно ждет, когда мы обратимся к Нему, стоит у двери и стучит (Откр 3:20), нам же лишь осталось решить, готовы ли мы отозваться на этот зов или нет. И от нашего выбора зависит, по какой дороге пойдем мы.
Проповедь студента 3 курса бакалавриата Мартина Ковалева, произнесенная в Неделю Крестопоклонную, 3 марта 2016 года, за Божественной литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова.