На Светлой седмице, с 22 по 25 апреля, студентки иконописного отделения, а также первый и второй курсы регентского отделения посетили святыни Псковской земли, попутно совершив погружение в историю и культуру Северо-Западной Руси, заметную тем, что на протяжении многих веков она принимала на себя первый удар со стороны иноземных захватчиков. Без устали и с живым интересом, паломники открывали для себя новые места, знакомясь с монастырями, храмами и крепостями.
Обосновалась группа в Спасо-Елеазаровском женском монастыре, основанном в XV в. преподобным Ефросином (в схиме Елеазар). Именно отсюда игумен Филофей напишет Великому князю Василию III в Москву: «Два Рима убо падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Слова эти высечены на огромном биле возле собора Трех святителей.
В тот же день, по прибытии, паломники посетили Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь. В 1455 г., по благословению преп. Ефросина, преп. Савва, прибывший на Русь из Сербии через Афон, удалился в место пустынное, «человеки непроходимо, но токмо зверие живяху мнози». Вскоре здесь возникла обитель. Даже сейчас добраться до монастыря непросто – от него до ближайшего селения не меньше 6 км. Но зато, когда из леса выезжаешь к белокаменной стене и видишь вдалеке темные купола собора (площадь монастыря довольно большая), это производит неизгладимое впечатление. Осмотрев храм и окрестные территории, помолившись за вечерним богослужением, паломники вернулись в Спасо-Елеазаровский монастырь, чтобы назавтра продолжить путь.
На следующий день воспитанницы Духовной академии побывали во Пскове, начав знакомство с городом с Кремля и Троицкого собора – первого на Руси храма в честь Святой Троицы. Из экскурсии они узнали о том, что основательницей и покровительницей города псковичи считают св. равноап. княгиню Ольгу, построившую первый деревянный храм на месте нынешнего белокаменного собора. Особо почитают псковичи и св. благоверного князя Довмонта (в крещении Тимофей), прибывшего из Литвы и ставшего подлинным отцом своей новой Родине.
Из Кремля путешественники отправилась в Поганкины палаты (в них сейчас располагаются историко-археологический и художественный музеи), чтобы познакомиться с иконами псковских мастеров XIV-XVI вв. (период расцвета Пскова). После экскурсий по Пскову паломники посетили Снетогорский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, в котором пели за вечерним богослужением. Этот монастырь был изначально мужским, но по возвращении его Церкви стал женским. Совсем недавно монахиням был возвращен главный храм в честь Рождества Богородицы, построенный в 1310 г., с сохранившимися уникальными фресками XIV в. Всякий раз, когда приходил враг на Русскую землю, монастырь этот захватывали и разрушали, но всегда, когда захватчиков изгоняли, он восстанавливался. Процветает он и сейчас. А вот монастырь, который паломники посетили на следующий день, не был захвачен ни разу и не закрывался даже во дни гонений на Церковь. Это один из самых известных монастырей в России – Псково-Печерский Успенский монастырь. После Литургии, во время которой пел женский хор Санкт-Петербургской православной духовной академии, монахи монастыря (о. Олег, регент братского хора, и о. Никон) провели для паломников подробнейшую экскурсию. К вечеру, распрощавшись с гостеприимным монастырем, путешественники отправилась в Изборск, посмотреть на крепостные стены, дошедшие до наших дней из глубокой древности почти в первозданном виде, а также на знаменитые ручьи близ этой крепости.
В последний день пребывания паломники пели за Божественной литургией в Спасо-Елеазаровском монастыре, после чего был совершен крестный ход с водосвятным молебном к источнику, находящемуся недалеко от обители. Простившись с матушкой игуменьей и сестрами, паломники отправились в обратный путь, осмотрев по дороге Спасо-Преображенский Мирожский монастырь с фресками XII в. Преображенский собор, в котором находятся фрески, монастырю не возвращен, там сейчас музей. Однако паломники смогли попасть внутрь в сопровождении монаха, который рассказал не только о фресках, но и об истории самого монастыря.
Воспитанницы Духовной академии, принявшие участие в пасхальном паломничестве, выражают благодарность за поездку ректору Духовной академии владыке Амвросию, проректору по культуре и заведующей Регентским отделением – Е. М. Гундяевой, а также сопровождавшим их дежурным помощникам – монахине Ксении (Каньшиной) и И.А. Ермаковой.
Пресс-служба СПбПДА