Накануне субботы 5-й седмицы Великого Поста — праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста) утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершил ректор Духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий.
Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Виталий Грищук; архимандрит Григорий (Нанокудис); иеромонахи Геннадий (Поляков), Сергий (Иванов), Афанасий (Букин) и Виталий (Морозов); священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Глеб Санюк и Александр Зиновкин.
Диаконский чин возглавил протодиакон Кирилл Журавлев.
После окончания утрени магистрант Духовной академии чтец Антон Афанасьев произнес проповедь. Он напомнил о том, что в первую очередь, обращаясь с молитвой к Пресвятой Владычице, каждый из нас должен просить дара веры – той непоколебимой и несокрушимой веры, пример которой своей жизнью явила нам Пресвятая Дева, ни на мгновение не сомневавшаяся в Божественности Своего Сына, в Его словах и деяниях. Только такая вера делает христианина способным преодолеть все соблазны, страхи и препятствия на пути к Небесному Отечеству.
Суббота акафиста
В богослужебном календаре суббота пятой седмицы Великого поста носит название суббота акафиста, так как в этот день Святая Церковь почитает память Небесной Царицы пением акафиста «Взбранной Воеводе». Торжественное акафистное пение, разделенное на четыре части, совершается на утрени перед иконой Богоматери, возложенной на аналое на середине храма. Суббота Акафиста — единственный день в Великом посту, когда богослужебный устав предписывает молитвословия в виде акафистного пения. Также, подчеркивая праздничность этого дня, устав полагает совершение чина утрени с пением Великого славословия.
Праздник субботы акафиста пришел к нам из Византии и связан с историей Константинополя. Император Константин Великий, основатель города, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее икона, написанная святым евангелистом Лукой.
В VII-VIII веках Константинополь не раз подвергался нападениям со стороны персов, аваров и других врагов империи. Не раз окруженные тысячами врагов жители византийской столицы денно и нощно с усердием и плачем взывали к Небесной Заступнице. В одну из таких осад, во время Великого поста 626 года, когда ночью неприятельские силы с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. В ту же ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, воспел победную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!»
То молитвенное усердие, с которым осажденные жители столицы обращались к своей Заступнице, осталось в названии появившегося тогда особого жанра литургической поэзии. Слово «акафист» в переводе на русский язык означает «неседальный», то есть это молитвословие, совершаемое с особым усердием, при пении которого не полагается сидеть.
Сначала праздник Акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни — риза и пояс Ее. Позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви. Окончательное закрепление празднования на пятой седмице поста случилось не раньше XI века.
Сам текст акафиста написан в VII веке, по мнению многих, диаконом великой Константинопольской Церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.
Однако среди церковных историков существует мнение, что чин субботы акафиста связан с ранней традицией праздника Благовещения. Действительно, содержание богослужебных текстов субботы акафиста, как и сам Акафист, первый икос которого начинается словами «Ангел Предстатель с небеси послан бысть рещи Богородице, радуйся!…» относит нас к событиям начала нашего спасения.
Возможно, что кондак «Взбранной Воеводе» явился более поздним дополнением к акафисту, как раз в связи с историями чудесной помощи Богоматери на войне. На русский язык текст этого кондака может быть переведен так: «Избранной Военачальнице наша победная песнь! Так мы, избавленные от злых, благодарения приносим Тебе, рабы Твои Богородице. Но Ты, имущая державу непобедимую, от всяких бед избавь нас, да воспоем Тебе: радуйся, Невеста непорочная!»
Но какой бы ни была история происхождения этого праздника, для нас важно то, что накануне Спасительных Страстей Христовых мы имеем возможность едиными устами за церковным богослужением молитвенно обратиться к Той, Кто величайшим подвигом Своей жизни, Своим смирением и любовью сделала возможным приход Христа в мир, а, следовательно, и наше спасение. Сегодня мы особенно усердно, с любовью обращаемся к ней, прося Ее заступничества, почитаем Великую Ходатаицу за человеческий род, Которая никогда не отнимет Своего Пречистого Покрова от тех, кто искренне любит Ее Сына — Иисуса Христа, верит и стремится к Нему…
Пресс-служба СПбПДА