Священномученик Григорий, в миру Александр Алексеевич Лебедев родился в 1878 году в семье священника.
Окончил Духовные училище и семинарию в Коломне, Казанскую Духовную академию.
После революции постригся в монашество с именем Григорий, был иноком Данилова монастыря в Москве, где принял священство. В 1923 году святой патриарх Тихон возвел его в сан епископа Шлиссельбургского.
Владыка Григорий неоднократно оказывался в тюрьме, но в ранге наместника Александро-Невской лавры в 1923 – 1928 годах сумел сохранить последний в России бывший первоклассный (в монастырях в зависимости от класса — I, II, III — определялось количество монахов — прим. ред.) монастырь от разрушения. Его умеренная позиция во время церковных нестроений удержала вверенную ему паству от раскола. Вынуждено вышел на покой в 1928 году. Написал ряд духовных трудов и толкование на Евангелие от Марка. Расстрелян 17 сентября 1937 года по делу о «контрреволюционной церковно-фашистской организации», сфабрикованному против братии Данилова монастыря, по которому из 50 арестованных расстреляно было 49.
Из речи при наречении во епископа:
«Сейчас идет суд Божий. И в этот момент, если мы сделаем ставку на человека и человеческое, мы будем только несчастны. Разве события церковной жизни настоящего и недалекого прошлого не дают нам доказательства правильности этого? Ведь мы видели, как банкротились ставки на многолетнюю мудрость, на ученость, даже на духовность, воспринимаемую по-человечески. Если бы мы свое упование не направили на человеческое, то настоящие лукавые дни, разметав человеческое, не потрясли бы до основания самих упований наших. Ставка на человеческое – и, простите, скажу резкое мирское слово, – бита… Но идет суд Божий, отметая человеческое, дается Божие».
Из духовных размышлений:
«Зачем же люди идут ко Христу при наступлении вечера, когда уже заходит солнце их жизни и чувствуют они холод надвигающейся ночи? Зачем они откладывают путь ко Христу до времени, когда они уже бессильны идти, как больные и израненные? Зачем?»
Анастасия Верина