У Петербургской Духовной Академии есть особенная связь с тем временем, когда наша страна перешагнула исторический рубеж 1917 года и потонула в кровавой буре русской революции. Эта связь заключается в людях, которые первыми приняли на себя удар вырвавшегося звериного озлобления и бессмысленной жестокости. Этими людьми были священники, выпускники Духовной Академии Императорской столицы. И первым из них мученический венец принял пресвитер из Царского Села Иоанн Кочуров, память которого Церковь чтит 12 ноября.
Всенощное бдение в академическом храме апостола Иоанна Богослова совершил ректор Академии архиепископ Петергофский Амвросий. Владыке сослужили: иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе; протоиерей Иоанн Тывоняк, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Промышленная, Кемеровской области; иеромонах Геннадий (Поляков); священники Андрей Парафенюк и Александр Кузнецов; священник Эндрю Рики Лим, клирик Антиохийской Православной Церкви, настоятель домовой церкви святого апостола Андрея на Филиппинах; иеромонахи Сергий (Иванов); Феодосий (Желновачев), Алексий (Дурнев) и Филипп (Балиниу); протодиакон Кирилл Журавлёв, диаконы Герман Ранне, Антоний Копаев и Максим Никулин.
За богослужением пели мужской и смешанный хоры под управлением чтеца Марка Качанкина и монахини Ксении (Каншиной).
Перед чтением кафизм проповедь произнес студент II курса магистратуры чтец Михаил Плиска.
В конце бдения архиепископ Амвросий обратился к молящимся с архипастырским словом о судьбе священномученика Иоанна Кочурова, открывшую новую трагическую страницу истории нашего Отечества:
«99 лет назад в истории Русской Православной Церкви открылась особая страница, испещренная кровью новомучеников и исповедников. Страница страшная, трагическая, печальная и скорбная, но одновременно повествующая о торжестве духа над силами зла. И страницу эту открыл один из наших выпускников, священномученик Иоанн Царскосельский, образ которого был написан на стене этого академического храма несколько лет назад, когда осуществлялась его реставрация.
2017 год станет столетним рубежом с того самого момента, когда Русская Церковь вступила в 70-летнюю эпоху гонений, страхов, смерти, предательства. И одновременно это был период, в котором, подобно золоту, закаленному в огне, ковалось будущее нашей Церкви. Один человек сказал о том, что ни один из посевов на земле не дал такого могучего и обильного всхода и урожая, как кровь мучеников. И сегодня этими всходами являемся мы с вами. То, чем мы сегодня живем – это и те блага, которые мы имеем, и та свобода, которая была немыслима в те годы, – то, чем мы сегодня обладаем, все это не наша заслуга. Все это всходы и плоды крови тех людей, которые были до нас.
Жизнь священномученика Иоанна Кочурова в какой-то степени напоминает жизнь сегодняшнего студента Духовной Академии. Он родился в селе, в Рязанской губернии, окончил местную семинарию, затем поступил в нашу Духовную Академию. По окончании обучения он получил распределение и уехал очень далеко, намного дальше, чем нынешние выпускники уезжает на два года. Более чем на 10 лет он был отправлен миссионером в Америку, в Алеутскую и Аляскинскую епархию, которая тогда, конечно же уже имела русские общины. Но там, в Чикаго, где надлежало быть священнослужителем отцу Иоанну и основать там первую общину, а затем построить храм, там не было никакой традиции православной жизни. Он, подобно другому нашему выпускнику, равноапостольному Николаю Японскому, приехал практически на пустое место, без людей, без помощи, без особых каких-то средств, без знания языка, и стал через несколько лет таким добрым пастырем, что потом, более чем через 10 лет многочисленная паства провожала его со слезами. Он был там добрым помощником святителя Тихона, будущего Патриарха Московского и всея Руси. Вмести они много молились и рассуждали о том, как устроить жизнь Православной Церкви а Америке так, чтобы посеять там семена слова жизни, как это было еще в апостольские времена. Затем, когда возникла необходимость учить своих детей, когда сердце истосковалось по Родине, он попросился домой. Нарва входила тогда в состав Санкт-Петербургской епархии, куда и получил назначение учителем Закона Божиего. Потом его перевели в Царское Село и стал там вторым священником.
Вскоре начались трагические события. Чтобы усмирить те революционные настроения, которые царили в среде рабочего класса, духовенство устраивало крестные ходы, которые давали народу почувствовать единство и, хотя бы отчасти решали в сторону мира те волнения, которые раскачивали наше общество. Но вот казаки и генерал Краснов покинули Царское Село, и в город вошли большевики. Они знали, что там были священнослужители, которые пользовались у народа особым авторитетом. Знали, что отец Иоанн был одним из таких. Они пришли к нему в дом, силой вытащили его оттуда и повели к Федоровскому Государеву собору, где и убили за то, что он носил крест, что был священником, что проповедовал распятого Христа. Его обвинили в том, что он молился за тех, кто не был согласен с порядком новой жизни. Но это была неправда. Он молился о том, чтобы умирить людей и вернуть в их сознание необходимость поступать и жить по-евангельски.
В преддверии столетия начала террора и крестного пути Русской Церкви, давшей сотни новомучеников и исповедников, мы должны подготовиться к тому, чтобы осознать это событие, почему оно произошло и в чем возможно повторение такого сценария, если мы не учтем ошибок Церкви. Сегодня Господь призывает нас особенно задуматься над тем, какими мы должны быть, чтобы подобного не произошло в нашей жизни. Сегодня Церковь очень сильно критикуют, подчас по делу, ведь мы сами не являем образ Христа так, как должны. Но вот нынешняя память священномученика Иоанна, особенно близкого нашей Академии, должна сподвигнуть нас проникнуть в глубины своего сердца и постараться разделить в нем плевелы от добрых семян и вовремя выкорчевать эти плевелы, чтобы не повторить тех трагических ошибок, которые привели наше общество к такому 70-летнему большевистскому и красному пленению, которое было основано на крови многих наших соотечественников, среди которых и священнослужители нашей Церкви. Молитвами и предстательством святого Иоанна Царскосельского да подаст нам Господь разум и мудрость сделать правильный выбор и, если надо, изменить нашу жизнь таким образом, чтобы она хотя бы отчасти приблизилась к тем словам, которые мы так красиво говорим или учимся говорить, но которым, подчас, сами не соответствуем».
В храме Двенадцати апостолов вечернее богослужение совершили иеромонах Никодим (Хмыров), секретарь ученого совета; иеромонахи Лука (Пронских) и Варфоломей (Магницкий); иеродиакон Онуфрий (Сонькин) и диакон Сергей Муравьев.
Проповедь произнес студент I курса магистратуры диакон Сергий Муравьев.
Завтра архиепископ Амвросий совершит Божественную литургию в храме великомученицы Екатерины в Пушкине. Начало богослужения в 10:00.
Пресс-служба СПбДА