Сегодня, 18 марта, мы чтим память одного из наших преподавателей, заметного экзегета и специалиста по Священному Писанию, любящего и верного сына Церкви, настоящего интеллектуала и интеллигента профессора Николая Никаноровича Глубоковского, который много лет был преподавателем библейских дисциплин в Санкт-Петербургской Духовной Академии вплоть до ее закрытия в 1918 г.
Будущий профессор Н.Н. Глубоковский родился в бедной семье на севере России 6 декабря 1863 г. и очень рано остался сиротой. Закончив успешно семинарию, он завершает свое обучение в Московской Духовной Академии. Своей диссертацией «Блаженный Феодорит, еп Кипрский…», в которой молодой ученный проявил свое феноменальное трудолюбие, несомненную зоркость и умение доказать свою точку зренияi, Н.Н. Глубоковский зарекомендовал себя в качестве последовательного знатока общецерковной истории и святоотеческого богословия. Это исследование принесло ему не только всероссийскую, но и мировую известностьii.
В 1891 г. Н.Н. Глубоковский занимает кафедру Св. Писания Нового Завета в Санкт-Петербургской Духовной Академии. После закрытия духовной школы в 1918 г., находясь на вершине своей научной, педагогической, общественной жизни, профессор был вынужден покинуть Родину и любимую alma mater из-за революции 1917 г., найдя пристанище в 1923 г. в Софии (Болгария). В Болгарии профессор Николай Никанорович занимает кафедру Священного Писания Нового Завета в Софийском университете и продолжает заниматься научной деятельностью вплоть до своей смерти в 1937 г.
Всякий исследователь, желающий ознакомиться с жизнью и деятельностью профессора Н.Н. Глубоковского, без труда сможет осведомиться о его великом вкладе в российскую церковную науку непосредственного из его многочисленных трудов. Особый интерес представляет церковно-общественная деятельность Николая Никаноровича, в частности, его участие в деле рассмотрения духовно-учебного вопроса.
В 1895 г. Глубоковский подал в Учебный Комитет при Св. Синоде отчет о низком уровне экзаменующихся. После этого молодому специалисту было предложено самостоятельно разработать программу лекций по Св. Писанию Нового Завета. Вместе с программой была подана и особая записка, которая послужила будущим фундаментом для семинарской программы по Священному Писаниюiii. Годом позже эта записка была опубликована под названием «К вопросу о нуждах духовно-академического образования».
Среди ряда недостатков духовного образования Николай Никанорович в качестве одного из главных выделяет следующий: разнопрофильность предметов и отсутствие специализации, в силу чего студенческий альтруизм и юношеский максимализм, способный принести не мало трудов, полностью иссякает. По мнению отечественного исследователя библейских дисциплин прот. Дмитрия Юревича, эта проблема дает о себе знать и в современных духовных школахiv. Чтобы упразднить этот недостаток Глубоковский постарался воплотить свои идеи, освещая их на заседаниях Предсоборного присутствия в 1906 г.
В 1905 г. проф. Н.Н. Глубоковский принимает участие в работе епархиальной комиссии по улучшению системы духовных школ, в подготовительной работе к Поместному Собору, а также в деятельности академической комиссии, занимающейся выработкой нового Устава духовных академийv. В материалах, посвященных подготовительной работе к Поместному Собору высказанные идеи проф. Н.Н. Глубоковского носят более точный и официальный характер.
Состояние духовных школ, их дальнейшее поддержание и развитие рассматривалось на заседаниях V отдела Предсоборного Присутствия с 13 марта по 15 декабря 1906 г. В деятельности этого отдела активную роль принимали, помимо проф. Н.Н. Глубоковского, профессора духовных академий, среди которых были Н.П. Аксаков, А.И. Алмазов, А.И. Бриллиантов, В.З. Завитневич, В.И. Несмелов и др.
На заседаниях V отдела проф. Н.Н. Глубоковский выступил с двумя обширными докладами. В первом он описал стройную, последовательную масштабную академическую реформу, касающуюся всех отделений и кафедр. Во втором была затронута «деятельность главнейшего направляющего органа, его влияние на духовное образование… и полную трагизма картину духовной школы и богословской науки» – Учебного Комитета при Св. Синодеvi.
В первом докладе профессор Н.Н. Глубоковский отмечал: «Мы находимся теперь на поворотном пункте в истории духовной школы, когда со старым нельзя остаться, а нужно что-либо новое, жизнедеятельное»vii. Таким новым и жизнедеятельным выступил «проект Аксакова, Глубоковского, Завитневича»viii, где Николай Никанорович высказывался за полное обособление христианского гуманитарного образования и пастырского приготовления в семинариях, что избавило бы от насильственного удержания воспитанников в богословских классах, которые были склонны к бунтам, и позволило бы свободно и самостоятельно избирать выпускникам школ дальнейшую сферу научной и трудовой деятельности, соответствующую тому профилю, который был выбран в процессе обучения. Однако этот проект не был признан большинством голосов. Реформа средней духовной школы была на время отложена.
Тем не менее, Глубоковский рассчитывал, не то, что изменения рано или поздно произойдут: «Я же лично доселе стараюсь держаться горячей веры в творческую силу обновляющееся Церкви русский, которая и не стремилась бы к независимости, если бы не обладала созидательною жизненностью… Когда погаснет моя вера в самобытное возрождение русской православной Церкви, ̶ я вынужден буду примириться с системой внешней опеки и взять назад или отвергнуть все реформаторские замыслы и предложения»ix.
Говоря о качестве преподавания и методах педагогики, проф. Н.Н. Глубоковский предлагал создать при одной из академий годичный Педагогический институт для студентов, желающих стать преподавателями. По мнению Николая Никаноровича, «было бы большим заблуждением думать, что ученый богослов есть уже достойный и готовый учитель и служитель для Церкви и в Церкви. Это – совершенно протестантская мысль»x. Идею же создания богословской Академии наук считал неосуществимой, непосильной при имеющихся средствах, а также вредной и опаснойxi. Идея о Педагогическом институте не привлекла особого внимания участников Предсоборного присутствия, в отличии от других обсуждаемых предложений.
Профессор Н.Н. Глубоковский как преподаватель видел интеллектуальную загруженность студентов по различным предметам, которая не позволяла им работать плодотворнее. Студенты Академий утрачивают библейский дух, преклоняются перед отвлеченным догматическим доктринерством. Примером служит отрицательное отношение к «библейской истории», за которой не признают особых прав на самобытное научное существование. Для классификации академических дисциплин Николай Никанорович предлагал также положить «библейский принцип» и разделить дисциплины по двум направлениям: библейско-патристическое, где исследуется Библия и патрология, и церковное историко-практическое, где исследуется мировая история с богословско-библейской позиции. Для первого направления необходимо было сделать акцент на древних языках, а для второго – увеличить количество исторических кафедр для более детального рассмотрения домостроительства Божьего в исторической действительностиxii.
Таким образом, мы изложили основные идеи проф. Н.Н. Глубоковского на Предсоборном присутствии, которые были озвучены в двух докладах. Сами доклады были встречены с большим интересом и вниманием, но были и многочисленные возражения и корректировками.
Нет необходимости описывать ту активную дискуссию, которая была вызвана докладами проф. Н.Н. Глубоковского, потому что еще 27 октября 1906 г. Св. Синод указал дату прекращения работы V отдела Предсоборного присутствия. 15 декабря Предсоборное присутствие указанием свыше было вынужденно прекратить свою деятельность, хотя еще оставались не заслушанные доклады.
В собственном сборнике «По вопросам духовных школ» Глубоковский опубликовал все свои идеи о состоянии духовного образования и свои выступления в Предсоборном присутствии, учитывая возражения и некоторые предложения духовенства и коллег-преподавателей, озвученные в ходе многочисленных дискуссий. Многие идеи Николая Никаноровича чрезвычайно интересны и актуальны до сих пор.
Помнить дореволюционных профессоров Санкт-Петербургских духовных школ, знать их мысли и взгляды по ключевым церковно-общественным вопросом чрезвычайно важно для наставников и студентов академии настоящего времени.
Примечание:
i Болотов В.В. Addendis superaddenda к рецензии на сочинение Н.Н. Глубоковского: «Блаженный Феодорит, епископ Киррский» // Христианское чтение. 1892. № 7-8. С. 124.
ii Благодаря прежде всего отзыву берлинского проф. А. фон Гарнака, который специально выучил русский язык, чтобы ознакомится с трудами проф. Н.Н. Глубоковского. Немецкий ученый называл эту диссертацию как одну из самых лучших монографий за все годы своего исследования. Богданова Т.А., Клеметьев. А.К. Глубоковский // Православная энциклопедия. Т.11. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. С. 601.
iii Мелихов В. А. Николай Никанорович Глубоковский, профессор Императорской санкт-петербургской духовной академии (по поводу 25-летия его ученой деятельности). Харьков, 1914. С. 8.
iv Юревич Д., диак. Профессор Н.Н. Глубоковский: библеист, опередивший время (к 140-летию со дня рождения) Синай URL: http://www.sinai.spb.ru (Дата обновления: 05.01.2004; дата обращения: 15.03.2017)
v Мелихов В. А. Николай Никанорович Глубоковский… С. 9.
vi Богданова Т.А. Н.Н. Глубоковский. Судьба христианского ученого. ̶ М.; СПб.: Альянс-Архео, 2010. ̶ С. 481.
vii Цит. по: Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного Предсоборного Присутствия. СПб., 1906. Т. II. С. 528.
viii Там же. С. 123.
ix Там же. С. 569-570.
x Глубоковский Н.Н. По вопросам духовной школы и об Учебном комитете при Священном Синоде. ̶ СПб., 1907. С. 3.
xi Глубоковский Н.Н. О существе, характере и системе богословского научно-академического преподавания… // Глубоковский Н.Н. По вопросам духовной школы и об Учебном комитете при Священном Синоде. СПб., 1907. С. 34-35 (примеч.).
xii См. подробнее: там же.