В журнале Издательского совета Русской Православной Церкви «Православное книжное обозрение» опубликована статья об учебнике «Введение в аскетику» архиепископа Амвросия (Ермакова) и священника Михаила Легеева.
Об аскетике во всей полноте
В последние годы в православной среде иногда раздаются разговоры о том, что нет простого, понятного и доступного пособия по аскетике для мирян. Разговоры эти имеют под собой основу: почти вся православная аскетическая литература с древнейших времен написана монахами и в основном для монахов. Конечно, в наше время уже вышли многие книги, которые так и называются — «Аскетика для мирян». Однако разговоры эти не прекращаются. Во всех этих разговорах, на мой взгляд, есть один изъян. Они предполагают, что «мирянская» и «монашеская» аскетики — это две совершенно разные вещи. Но неужели они настолько различны, что уже нельзя говорить о какой-то одной, единой аскетике? С моей точки зрения, «Введение в аскетику» архиепископа Амвросия (Ермакова) и священника Михаила Легеева, получившая в этом году диплом III степени в номинации «Лучшее учебное издание» на конкурсе «Просвещение через книгу», дает ответ на этот вопрос.
Да, еще одно важное уточнение — почему-то аскетика часто понимается как некий «свод правил» (поведения, подвижнической деятельности, молитвы, поста и так далее). И если речь идет об аскете, то сразу перед глазами встает образ иссушенного постом человека со взглядом, устремленным в небесные выси. Как будто аскетика — она только для аскетов, а не для всех.
В учебнике «Введение в аскетику» первые главы как раз и посвящены объяснению того, что аскетика — это область деятельности, принципиально необходимая каждому христианину. В главе «Аскетика в раю. Универсальный смысл аскезы» сказано: «Аскеза не есть нечто, появившееся после грехопадения человека. <…> Уже в раю Бог заповедал человеку расти духовно, трудясь по возделыванию мира, сохранению и преумножению его благодатной красоты, <…> человек был призван Богом не только преумножить красоту окружающего его творения Божиего, но и самого себя соделать более красивым, зрелым и неразлучным со своим Творцом». Аскеза поэтому — с самого сотворения человека — есть смысл человеческой жизни, цель которой единство с Богом.
Конечно, в раю аскеза имела свои особенности: она была сопряжена с трудом, но не со страданиями, которые появились только после грехопадения.
Однако отвлечемся пока от содержательной части книги и скажем о ней как об учебнике. «Введение в аскетику» издано Санкт-Петербургской Духовной Академией в качестве учебного пособия, которое адресовано «преподавателям и студентам богословских учебных заведений, богословских факультетов светских вузов, а также всем желающим глубже уяснить смысл христианского подвига». И это действительно прекрасный учебник!
Последовательность глав охватывает все христианское учение об аскезе: от самого ее определения и универсального смысла до «окончания аскезы» (так названа последняя глава). Более полно общее учение об аскезе представить, по-моему, невозможно. Также есть глава, посвященная и важной общечеловеческой (а не сугубо христианской) проблеме аскетики — «Аскеза и свобода».
Структура каждой отдельной главы построена так, чтобы максимально облегчить студентам (читателям) восприятие материала. В начале каждой главы идет объяснение темы от авторов учебника, после этого следует блок цитат из Священного Писания, посвященных теме главы. Вслед за Священным Писанием вступает в силу Священное Предание — блок цитат из произведений святых отцов (это, кстати, может помочь студентам и при изучении патристики). После этих обязательных текстов идут задания и вопросы по тексту, который прикрепляется к каждой главе (об этом — чуть позже). Также есть и еще одно задание (опять-таки, после каждой главы) — написать небольшое эссе на определенную тему, связанную с темой главы (только после одной из тем следует задание написать не эссе, а реферат, посвященный сравнению взглядов святых отцов).
Написание эссе, по-моему, очень важная и нужная находка (хотя она, конечно, в каком-то смысле «осложнит» жизнь студентов-семинаристов, впрочем, «осложнит» в хорошем смысле). Во-первых, эссе предполагает, что студент начнет анализировать себя. К сожалению, часто случается, что христианин, уже встав на путь церковной жизни, идет по нему как бы не оглядываясь (тем более молодой человек, который должен изучить всю «глубину христианской премудрости» за несколько лет обучения в семинарии). Конечно, для «оглядывания» существует исповедь. Но на исповеди всего не расскажешь, тем более на исповеди человек не ставит под вопрос самые основы своего существования и своей веры. А вот в эссе это можно сделать. И, думается, это будет полезно.
Почему основы? Потому что темы для эссе говорят именно об основах веры: «Каким мне видится путь аскезы в моей жизни», «Цель моей жизни», «Добро вокруг меня», «Духовное руководство в моей жизни» и другие.
Выше мы уже сказали, что первое задание после каждой главы — ответы на вопросы по тексту, который прилагается ниже. Каждый текст посвящен как раз теме главы. Нужно сказать, что авторы прекрасно подобрали тексты. Одним из принципов этого подбора был как раз аскетический принцип — основываться на писаниях отцов, близких по времени. Поэтому почти все тексты — авторов ХХ или XIX века. Среди них — митрополит Антоний Сурожский, преподобный Паисий Святогорец, преподобный Порфирий Кавсокаливит, митрополит Николай (Хаджиниколау), схиархимандрит Гавриил (Бунге) и другие. Это не просто иллюстративные тексты, их содержание не только раскрывает определенную тему, но и привносит нечто свое, свойственное пониманию того или иного церковного писателя. В этом смысле сами эти отрывки могут быть учебником (или, лучше сказать, хрестоматией к учебнику).
Всего во «Введении в аскетику» 18 глав. Первые две посвящены раскрытию понятия аскезы и ее универсального смыслы. Главы с третьей по девятую рассказывают о православном учении о грехе и страстях, а также о страдательном характере аскезы в условиях падшего мира. Главы с десятой по тринадцатую говорят о видах аскетического делания — молитве, посте, а также о духовном руководстве и ступенях аскезы. Две следующие главы посвящены очень важным явлениям, которые могут сбить христианина с аскетического пути — «Благодатный опыт и богооставленность в аскезе» и «Опасности на пути аскезы. Прелесть». Далее следуют главы «Аскеза и таинства», «Аскеза и свобода». Завершается книга (как и человеческая жизнь) главой «Окончание аскезы».
К сожалению, в небольшой рецензии трудно обратиться к тем конкретным идеям, которые высказаны авторами в контексте каждой отдельной главы. А между тем это важно, потому что авторы не повторяют то, что известно всем из общецерковного восприятия аскезы, но многое и уточняют. Например, в главе «Виды христианского подвига и его цель» сказано: «В Церкви существуют различные традиции духовной и аскетической жизни. В духовной жизни имеет место определенное взаимовлияние: особенности духовного руководства, жизни общины, практики участия в таинствах влияют на образ духовного пути человека; равно как и напротив, духовный склад человека и его характер, как и происходящие из них навыки аскезы, влияют на выбор человеком общины, храма, духовника». Это имеет самое непосредственное отношения к реалиям нашей приходской жизни. Авторы просто констатируют тот момент, что традиции действительно бывают разные, и человек не должен смущаться этим. К тому же и сам человек может выбирать, какой традиции (в пределах, конечно, общецерковной традиции) ему следовать.
Подобных — очень важных — моментов в учебнике масса (как в речи авторов, так и в текстах, прилагаемых к каждой главе). Самое важное, что этот учебник не просто дает «нормативные знания» по аскетике, но прежде всего заставляет задуматься, соотнести свой христианский путь с тем учением, которого Церковь придерживается многие столетия. В этом смысле учебник будет полезен не только семинаристам, но и всем, кто склонен задумываться над сущностью своей веры и своего христианского делания.
Издательский совет Русской Православной Церкви