Архимандрит Кирилл (Говорун): Трансформация системы духовного образования

архимандрит Кирилл (Говорун)

Тема Болонского процесса в последнее время занимает все больше и больше места на страницах церковных СМИ и в церковном сегменте сети интернет. Основная причина этого кроется в том, что ранее сторонившиеся Болонской системы духовные школы Русской Православной Церкви активно включились в процесс на самом высшем уровне. Новый этап реформы духовного образования решено проводить с учетом Болонской системы.

В связи с чрезвычайной важностью решения 18 июня 2010 года в Московской духовной академии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прошло расширенное заседание Учебного комитета Русской Православной Церкви, посвященное вопросам интеграции духовных школ в общеевропейское образовательное пространство. Помимо руководства Учебного комитета в заседании приняли участие ректоры и представители Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, духовных академий и семинарий, православных университетов и институтов. От Санкт-Петербургской православной духовной академии в совещании приняли участие проректор по учебной работе СПбПДА священник Владимир Хулап, секретарь Ученого совета СПбПДА протоиерей Кирилл Копейкин и методист академии М. Легеев. Ключевым моментом в ходе заседания стал доклад первого заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архимандрита Кирилла (Говоруна) «Трансформация системы духовного образования».

Прошедшее заседание можно с уверенностью назвать знаковым, поскольку на нем был представлен подробный план нового этапа реформы духовного образования с указанием конкретных сроков начала его реализации. По словам архимандрита Кирилла, нынешняя система духовного образования должна пройти через несколько трансформационных процессов, которые затронут саму структуру учебных заведений, методики преподавания, систему проверки качества и деятельность преподавателей.

Новая арифметика

Существующую в Русской Православной Церкви структуру духовных учебных заведений можно назвать двухуровневой. Первый уровень занимает семинария с пятилетним курсом обучения, второй — трехлетняя академия. На сегодняшний день в Русской Православной Церкви пять академий. В результате реформы планируется перевести в соответствии с требованиями Болонской системы все духовные школы с двухуровневой (5+3) системы обучения на трехуровневую (4+2+3): бакалавриат, магистратуру, аспирантуру. При этом традиционные названия семинария и академия, скорее всего, будут оставлены.

Большинство семинарий Русской Православной Церкви будет переведено на четырехлетнюю бакалаврскую программу, к которой будет прибавлен один год углубленного изучения дисциплин, необходимых для пастырского служения: литургики, педагогики, диаконии, пастырской психологии и психиатрии, основ правовой и экономической деятельности прихода. Таким образом, семинарии останутся пятилетними.

В некоторых наиболее сильных семинариях помимо бакалавриата откроется двухлетняя магистерская программа. При этом магистратура не станет обязательной для всех. Студенты, которые связывают свою будущую деятельность исключительно с приходским служением и не собираются заниматься наукой, смогут окончить свое обучение на уровне бакалавриата с обязательным годом специализации по пастырским дисциплинам. В магистратуру же набор будет проводиться на основе вступительных экзаменов. При этом подразумевается, что на магистерскую программу смогут поступать абитуриенты, получившие как минимум бакалаврское светское образование в области гуманитарных дисциплин.

В духовных академиях к бакалавриату и магистратуре будет добавлена трехлетняя аспирантура, которая будет готовить кандидатов богословия. А еще один, недавно появившийся тип духовных учебных заведений — Общецерковная аспирантура и докторантура будет дополнена магистерской программой.

Учитывая различный уровень подготовки абитуриентов при поступлении в семинарию, разработчики новой программы решили ужесточить условия приема. Вступительные экзамены на бакалавриат в семинарию станут сложнее. Для тех же, кто не сможет сдать экзамены во всех видах учебных заведений с бакалаврской программой будет введен пропедевтический курс для подготовки по вводным дисциплинам, на котором студенты будут изучать библейскую историю, катехизис и проч.

Уже в следующем учебном году предполагается ввести элементы бакалаврской и магистерской программ. Элементы магистратуры можно будет вводить в духовных академиях и Общецерковной аспирантуре и докторантуре. Бакалавриата — также в академиях. Еще через год бакалавриаты могут появиться в самых сильных семинариях, которые будут выбраны Учебным комитетом для реализации пилотных проектов. Через два года предполагается постепенный переход всех учебных заведений на новую программу.

Особую обеспокоенность среди участников заседания вызвала судьба духовных училищ — низшего типа учебных заведений Русской Православной Церкви. Архимандрит Кирилл отметил, что в новой системе духовные училища должны будут стать семинариями с бакалаврской программой. Он также подчеркнул, что в принципе никто никому не будет навязывать новую систему и духовные училища могут сохраниться в той форме, в какой они существуют сейчас, однако в этом случае они останутся за рамками пространства духовного образования и, скорее всего, со временем прекратят свое существование. Это касается также и семинарий.

Основные уровни

Теперь несколько слов о каждом уровне в новой структуре духовного образования.

Бакалавриат

По задумке разработчиков, бакалаврская программа будет направлена, в первую очередь, на подготовку православных священнослужителей, но также предполагает, что освоившие ее могут применить себя в других видах церковного служения. В качестве результатов обучения на бакалавриате в программе прописаны теоретические и практические навыки пастырской деятельности, навыки педагогической деятельности и возрастной психологии, а также владение теоретическими и практическими аспектами диаконического служения.

Студенты должны будут также уметь излагать свои знания в письменной и устной форме и передавать их как подготовленной, так и неподготовленной аудитории. Последняя, кстати, составляет подавляющее большинство церковной паствы. Кроме того, разработчики в качестве результатов обучения называют прочные нравственные устои, навык к богослужению, молитве и рассудительность в вопросах духовной жизни. Правильная духовная жизнь студентов остается приоритетом для школ, независимо от изменений учебной структуры.

Магистратура

Результаты, которые будут достигнуты студентами по окончании обучения в магистратуре, по задумке разработчиков, могут быть использованы в научно-исследовательской, преподавательской и церковно-административной деятельности. В целом магистерская программа будет направлена на освоение студентами навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности. На этом уровне предполагается написание первой диссертации. По словам архимандрита Кирилла, от студента здесь не требуется каких-то выдающихся прорывов в науке, необходимо только качественное освоение существующего научного материала.

Выпускник магистратуры должен будет владеть базовыми методиками научного исследования, информационными технологиями, необходимыми для исследовательской деятельности, а также уметь критически оценивать и самостоятельно осваивать знания и навыки. При этом сосредоточенность на научно-исследовательской работе не будет исключать высоких нравственных требований к студенту, необходимых для ответственного церковного служения.

Каждый студент, обучающийся по магистерской программе, будет прикреплен к научному консультанту, который будет помогать выбирать направление обучения и исследования и писать научную работу. У одного консультанта будет не более пяти студентов.

Выпускники бакалавриата и магистратуры получат дипломы с европейским приложением. Это позволит добиться признания духовного образования на Западе, а через европейское признание — и в российской образовательной системе.

Аспирантура и докторантура

На уровне аспирантуры, по словам архимандрита Кирилла, происходит формирование самостоятельного исследователя. Именно здесь предполагается самое тесное сотрудничество студента со своим научным руководителем. Результаты исследования излагаются в форме диссертации, которая должна соответствовать требованиям к кандидатской диссертации в российской светской системе образования и PhD в международной системе.

Аспирант, успешно защитивший диссертацию, по мнению разработчиков программы, должен уметь участвовать и руководить проектами от начального замысла до конечного результата, работать в команде и участвовать в сетевых сообществах, успешно взаимодействовать с научным руководителем и коллегами. Современная наука, по словам архимандрита Кирилла, уже давно двигается не одиночками, а научными коллективами, именно поэтому так важны командные навыки научно-исследовательской работы.

Рамки докторской диссертации в докторантуре пока еще до конца не разработаны.

На пороге перемен

Трансформация системы духовного образования должна будет способствовать его признанию со стороны зарубежных вузов, образовательных сетей и агентств, а через них и со стороны отечественных образовательных структур, в первую очередь министерства образования. Студенты духовных школ смогут интегрироваться в отечественное и европейское пространство высшего образования и научных исследований. Но все это не составляет главной цели трансформации. По словам архимандрита Кирилла, изменения направлены в первую очередь на повышение уровня подготовки духовенства, преподавателей и научно-исследовательских кадров Русской Православной Церкви.

Принимавший участие в заседании ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион назвал новый этап в реформе духовного образования прорывом. Он также отметил, что предложенная рамочная структура сбалансирована, выверена и отвечает нуждам Русской Православной Церкви. И именно ее рамочный характер позволит, используя общую схему, варьировать наполнение. «В реализации этой программы мы должны идти путем пилотных проектов», — добавил владыка Иларион.

Многие участники выразили обеспокоенность тем, что реформа, первые шаги которой планируется осуществить уже в следующем учебном году, будет введена слишком поспешно, что обязательно приведет к формальному подходу, который погубит начинание на корню. Но председатель Учебного комитета и ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений заверил всех собравшихся, что воплощение в жизнь нового этапа реформы будет происходить постепенно и с достаточной свободой наполнения предложенной схемы на местах. Он также подчеркнул, что нам не стоит ждать полной готовности — надо постепенно двигаться вперед.

На сегодняшний день в Русской Православной Церкви понимают необходимость обновления духовного образования. И Святейший Патриарх Кирилл не раз делал акцент на чрезвычайной важности подготовки кадров для ответственного церковного служения. Но та закрытость духовных школ, которая охраняла студентов 15-20 лет назад от влияний мира сего, уже не работает. Более того, как сказал один из участников заседания, она начинает разрушать наше духовное образование. И установка на открытость, как справедливо заметил митрополит Иларион, в новой жизненной ситуации, с которой столкнулась наша Церковь, — это уже не обмирщение, а миссионерский императив.

Болонский процесс дает возможность «разомкнуть систему». Мы оказались на пороге перемен, но как эти перемены повлияют на жизнь Церкви, зависит от доброй воли и усилий каждого, кто хоть как-то причастен к духовным школам.

// Доклад первого заместителя председателя Учебного комитета архимандрита Кирилла (Говоруна) на расширенном заседании Учебного комитета Русской Православной Церкви, посвященном вопросам интеграции духовных школ в общеевропейское образовательное пространство, Московская духовная академия, 18 июня 2010 г.

Патриархия.ru


Опубликовано 22.06.2010 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter