«Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф 21:18-19)
Эти два стиха Евангелия от Матфея описывают эпизод с проклятием бесплодной смоковницы. По слову Иннокентия Херсонского, нашего русского Златоуста, в этом отрывке Господь показал, что «как всемощное «да будет» приводит к жизни и к свету самое ничтожное, точно так же это Божественное и всемощное «да не будет», самое цветущее, самое процветающее приводит к смерти и уничтожению».
Закономерно недоумение, как наш Божественный Учитель, Который учил, прощал, питал, целил, воскрешал, как Он может проклинать? В чем провинилась смоковница? Голод нашего Спасителя причина проклятия? «Взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней» — это причина? Конечно нет. Мы знаем, что Христос провел сорок дней в пустыне и отверг искушение дьявола превратить камни в хлебы. Мы знаем, что при Сихемском источнике Он сказал Своим апостолам: «Вы не знаете, что есть Моя пища. Его брашно — творить волю пославшего Его». Значит не голод был причиной проклятия этого древа.
Проклятие смоковницы является одним из важнейших символических действий Спасителя, в которых Он часто показывает величайшие истины Своего учения. Вспомним, как при Своем общественном служении Он однажды уже поминал некую смоковницу, которая росла в вертограде, и владелец сада три года приходил и ждал плодов от нее. И наконец, решил посечь ее, но садовник упросил подождать еще один год, и только потом срубил её. Что же стало с той смоковницей? Какое продолжение притчи? В чем ее конец? А конец как раз в этом символическим действии Спасителя, бесплодная смоковница подвержена проклятию.
Нам очень часто кажется, что по Своей милости, щедротам и любви, Господь не даст сбыться Своим грозным предостережениям в отношении нас. Нам часто кажется, что Он простит нам все, что останутся праздны Его слова, предупреждающие о том, что Он Судия и Судия карающий.
По мысли того же святителя Иннокентия, наша чувственность иногда представляет нам и дает ложное впечатление, что Тот, Кто является прибежищем для кающегося, станет защитником нераскаявшегося. Это иллюзия. Полнота любви, которую принес Христос, не только влечет Его на Голгофский Крест, не только помогает ему взойти на этот Крест, эта полнота любви призывает Его и производить праведный, должный суд над нераскаявшимися. И то, что происходит с бесплотной смоковницей, конечно же, символизирует в этом евангельском повествовании участь иудейского народа. Мы знаем, что эта любовь, которую принес Христос, оказалась невостребованной. Люди хотели конца оккупационного режима, хотели, чтобы знак имперской власти был снят с врат храма. Им хотелось, чтобы гарнизоны римских солдат удалились; чтобы прекратились эти поборы, налоги; чтобы закончился культ императора, как языческого бога. А Христос принес им только любовь. И гарнизоны остались, и знак имперской власти остался, и налоги остались. Людям не нужна была любовь.
И вот, следующий день Страстной седмицы, дает нам услышать это печальное, грозное и трагическое: «Се, оставляется дом ваш пуст» (Мф 23:38). За проклятием смоковницы последовало проклятие народу, который оказался бесплодным. И дальше по тексту Писания мы увидим, что другие народы принесут эти плоды, которые ждет от людей Бог. Участь одного народа, того или другого, всегда может быть экстраполирована на одну душу. Бесплодная душа точно также подвергается осуждению Божию.
Время поста – время особенное и плодом этого периода нашей жизни является покаяние. Нам нужно принести это покаяние и не стать бесплодными древесами нашего небесного Вертоградаря. Душа, которая не приносит должных плодов, душа, которая остается бесплодной – осуждается Богом. Этот плод нужен не только небесам, не только небесный Вертоградарь ищет этих плодов, но эти плоды нужны нам с вами. Ведь покаяние – это тот предельный уровень искренности с самим собой, которого мы только можем достигнуть. Мы все время очень поверхностны в своем внутреннем диалоге с самими собой. Мы очень многое прощаем себе и постоянно мимикрируем перед внешними обстоятельствами. Мы очень часто просто откровенно актерствуем. Трагедия грешника заключается в том, что он, говоря современным языком, виртуализирует свою личность. Вместо настоящей личности вдруг возникает некая подмена. И если человек интенсивно грешит, то возникает две, три личности. Тот, кто имел дело с закоренелым грешником знает, что очень трудно определить где он настоящий, в чем его истинное лицо? Снятие этих масок, уход от виртуальной личности, ненастоящего «я» – это настоящий плод, который мы с вами можем получить от принесенного покаяния.
Есть такая наука – системный анализ. В ней говорится, что любая система: техническая, общественная, социальная, культурная, политическая всегда должна иметь звено обратной связи. Если этого звена обратной связи нет, то система нежизнеспособна. В системе человеческой личности, в нашей душе тоже должно быть такое звено обратной связи. Проверенным способом этой обратной связи для души и является исповедь. Таинство, которое христиане совершают веками. Возможность дать новую жизнь собственной душе – это удивительный дар, который всем христианам открыл наш небесный Учитель. Аминь.
Проповедь протоиерея Вячеслава Харинова, произнесённая в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова перед началом общей исповеди в Великую среду, 4 апреля 2018 года.