(4 февраля 1909 года — 19 октября 1910 года) ректор Санкт-Петербургской духовной академии
Архиепископ Феофан (Быстров) возглавлял Санкт-Петербургскую духовную академию в 1909-1910 годах. Василий Дмитриевич Быстров родился 31 декабря 1873 года в семье сельского священника в с. Подмошье Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии. После обучения в духовном училище при Александро-Невской лавре он поступает в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, а по окончании её в 1892 году его зачисляют в Санкт-Петербургскую духовную академию. Показывая лучшие по курсу результаты учебы, Василий Дмитриевич в 1896 году первым магистрантом оканчивает академию и остается профессорским стипендиатом при ней, а уже в следующем году занимает должность и.о. доцента по кафедре библейской истории. В 1898 г. молодой ученый принимает монашеский постриг с именем Феофан в честь прп. Феофана Сигрианского. Постриг в академическим храме совершает митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский). В этом же году монах Феофан принимает хиротонию в иеродиакона и в иеромонаха. В 1901 г. отца Феофана возводят в сан архимандрита и назначают на должность и.о. инспектора академии (утвержден в должности в 1905 г). Архимандрит Феофан активно сочетает административную и научную деятельность: за сочинение «Тетрограмма, или Ветхозаветное Божественное имя Иеговы» ему присваивают степень магистра богословия, а затем, в этом же году, и звание экстраординарного профессора. Кроме присвоения научных степеней 1905 год стал знаменательным для архимандрита Феофана знакомством с императором Николаем II, после которого о. Феофан был назначен духовником царской семьи. 1 февраля 1909 г. архимандрит Феофан становится ректором Санкт-Петербургской духовной академии и в том же месяце в Троицком соборе Александро-Невской лавры над ним совершается архиерейская хиротония. Блестящая и стремительная карьера предвозвещала большое, обеспеченное будущее, но Бог устроил иначе. Должность ректора столичной академии епископу Феофану пришлось исполнять недолго, в следующем, 1910 году владыка принимает самостоятельную Таврическую кафедру. В это время епископ Феофан посещает Саровскую обитель, где с ним происходит неожиданный случай: по приезде ему была предоставлена возможность помолиться наедине в келии преподобного Серафима. Молитва продолжалась слишком долго и, войдя в келию, монахи обнаружили епископа в глубоком обмороке. В Дивеево произошла встреча епископа Феофана с блаженной юродивой Пашей Саровской, которая произнесла ему два пророчества: одно касалось отречения императора, другое – избавления его самого от смертельной болезни (сбудется во время жизни в Сербии). Вскоре после этого, в 1912 г., владыка Феофан был снова перемещен на новую, Астраханскую, кафедру. Причиной этих переводов стало непонимание, возникшее между епископом Феофаном и членами царской семьи по поводу оценки личности Григория Распутина. Дело в том, что именно епископу Феофану Распутин был обязан приближением к царской семье, в чем владыка позднее раскаивался. На Астраханской кафедре епископ Феофан пробыл недолго, но за это короткое время он запомнился редким аскетизмом, простотой и доступностью, полным пренебрежением материальным благополучием. Архиерейский дом при нем стал пристанищем бедных и нищих, которые получали там пищу, одежду и деньги. Епископ сам готовил себе еду, не прибегая к услугам поваров, упразднил пышные выезды в каретах и, совершая ежедневно богослужения в храмах города, ходил пешком. В Астрахани епископ Феофан, и без того имевший слабое здоровье, получил изнуряющую малярию, обострилась и давняя болезнь — туберкулез горла. В 1913 году Преосвященный Феофан был переведен из Астрахани в Полтаву. На этой кафедре он встретил трагедию российской революции. В 1917 году епископ Феофан являлся членом Поместного Собора, в 1918 г. он был возведен в сан архиепископа. В ноябре 1920 г. вместе с другими архиереями Юга России архиепископ Полтавский и Переяславский Феофан принял скорбный жребий изгнанничества. Вначале Константинополь, затем Югославия, Болгария и, наконец, Франция, где владыка 19 февраля 1940 году отошел ко Господу и был погребен на общественном кладбище на окраине местечка Лимерэ. Описывая биографию архиепископа Феофана, нельзя не отметить его тесную связь с Петербургскими духовными школами, которая началась с учебы его в Духовном училище Невской лавры, продолжалась до времени перевода в Крым, сохраняется она и до сегодняшнего времени через его родственников. Сейчас эта связь проявляется в лице преподавателя Санкт-Петербургских духовных школ протоиерея Николая Преображенского. Род Быстровых соединился с родом Преображенских через сестру владыки Феофана – Александру Быстрову, которая стала супругой протоиерея Георгия Преображенского, дедушки отца Николая. Интересно, что одно время за Александрой ухаживал студент академии Иван Федченков, будущий знаменитый иерарх и духовный писатель митрополит Вениамин*. Линия потомков Быстровых и Преображенских объединила в родстве с архиепископом Феофаном еще двух знаменитых людей, близко связанных с нашей академией – ректора академии, в последствии митрополита Японского Сергия (Тихомирова) [по линии Преображенских; † 1945г ] и профессора протоиерея Ливерия Воронова [по линии Быстровых; †1995г]**.* Митрополит Вениамин (Федченков) оставил свои воспоминания об архиепископе Феофане (см. Записки епископа, Промысл Божий в моей жизни, На рубеже двух эпох). ** Прот. Ливерий Воронов написал исследование: Преосвященный Феофан (Быстров) — Ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии (1909-1910) // Вестник Ленинградской Духовной Академии. 1990. № 1. Использованы:
- материалы сайта ПСТГУ;
- материалы, предоставленные протоиереем Николаем Преображенским о родословии Быстровых и Преображенских.