Беседа со священником Сербской Православной Церкви Момчило Кривокапичем
Целью коммунистов было полное уничтожение сербского священства, в то время как католиков не трогалиБока Которская от Петровца до Дубровника была Боко-Которской епархией и в 1932 году вошла в состав Черногорско-Приморской митрополии. В Боке по-другому смотрели на многие вещи, тут были итальянцы, было спокойнее, не было таких крайних ситуаций, как на севере Черногории. В Боке было достаточно священников, никто не пострадал, хотя целью коммунистов было полное уничтожение сербского священства, в то время как католиков не трогали.
– Почему так?
На занятиях по политпросвещению, где велась антирелигиозная пропаганда, я постоянно задавал вопросы, отравляя жизнь преподавателям…Я отправился в семинарию в Белград. Учился я очень хорошо, если не сказать отлично, а поскольку шестилетним пошел в школу, то в неполные девятнадцать лет закончил пятилетнюю учебу в семинарии и поступил на богословский факультет. На третьем курсе меня призвали в армию. В коммунистической титовской Югославии у нас, студентов-богословов, не было права, как у студентов других факультетов, на отсрочку и на сокращенный срок службы, и я отслужил полтора года вместе с теми, кто не учился нигде. Глупая логика власти, глупая попытка убедить нас отказаться от нашего выбора, заняться чем-то другим – ведь они были уверены, что скоро с Церковью будет кончено. Часть, где я служил, была больше похожа на штрафную роту; кого там только не было, уголовные преступники, священники (и католические, и православные), какие-то сектанты! На занятиях по политпросвещению, где велась антирелигиозная пропаганда, разрешали спрашивать, если что-то было не понятно, и я постоянно задавал вопросы, изрядно отравляя жизнь преподавателям…
Авва Иустин говорил: «Голова змеи лежит в Которе»Предлагая меня в качестве служащего священника в Котор, авва старался исполнить желание которского священника, который когда-то меня крестил, отца Боголюба Милошевича, но делал это так, чтобы его инициатива была незаметна, потому что он был под слежкой и все мы, кто бывал у него, состояли на учете в полиции. Я спросил его: «Отче, почему не Герцег-Нови? Я люблю этот город, а Котор не люблю». Авва ответил: «Голова змеи лежит в Которе». Конечно, я и тогда понимал, о чем речь, но не чувствовал всей глубины его слов, а сейчас, спустя сорок четыре года, я могу это документально подвердить. – Что имеется ввиду?
Все антиправославные действия и манифестации, которые организуются в Черногории, рождаются в Которе– Дело в том, что в Которе гнездятся римокатолики, их не так много, но у них огромные средства. Все антиправославные действия и манифестации, которые организуются в Черногории, рождаются в Которе.
Сорок лет назад, когда черногорец говорил, что он «гордый черногорец», он подразумевал, что он серб, а сейчас часто подразумевается другоеВ 1971 году они финансировали разрушение Ловченской церкви – символа сербства и Православия (место захоронения Петра Негоша[2]. –Прим.пер.) в Черногории, они же внедрили «черногорство». Просто раньше, сорок лет назад, когда черногорец говорил, что он «гордый черногорец», он подразумевал, что он серб, а сейчас, к сожалению, часто подразумевается другое. Поэтому я ранее подчеркнул, что я черногорец, но не признаю, что существует такая нация, я серб. Об этом необходимо говорить, потому что теперь в Черногории смысл такого утверждения изменился. «Монтегринизация»– это непосредственно ватиканский проект. У нас есть письмо известного Франциска Палавентия, которое он в 1969 году направил митрополиту Даниилу, в нем излагается вся эта программа, он даже митрополита Даниила пытался вербовать.
Мне было поручено создавать Цетиньскую семинарию, и первый удар черногорских националистов был направлен именно на нас– Мне приходилось делать два дела сразу, искушений было даже больше, чем в армии, но тогда я был молод и мог выдержать, а сейчас, конечно, труднее. Проблема в том, что Цетиньская семинария создавалась заново, и создавать ее было поручено мне, а первый удар черногорских националистов был направлен именно на нас. Но наша семинария, в самом деле, одна из лучших в Сербской Церкви. Сейчас должность ректора занимает отец Гойко Перович, думаю, что он лучший кандидат на это место, просто исключительный. Я был ректором в экстремальных обстоятельствах, когда был необходим особый вид дипломатии. Меня боялись. Я был известен тем, что говорил в лицо самые нелицеприятные вещи, а власть не хотела конфликта. Поэтому они пугались, когда я приходил в парламент. Скажем, когда не исполнялись данные обещания, я говорил, что завтра же соберу пресс-конференцию и закрою семинарию, так как условий для работы нет. Конечно, я все обдумывал заранее, выбирал нужный момент, и они понимали, что это не театр, так и будет. К тому же, на месте ректора должен быть человек, который может и умеет работать на этой должности. Я не мог быть настоящим ректором, я вел себя с учениками слишком снисходительно, по-родительски. Говорили даже, что я порчу учеников, но я рад, что так говорили. Да, я был снисходителен, но у меня были ученики из Републики Сербской, чьи родители гибли на войне, у двоих погибли отцы, у другого отец получил ранения, остался без ноги. Много было горя, и я вел себя нетипично для ректора, я их утешал и поддерживал. – Разве любовь не лучший метод воспитания? – Конечно, но есть и дисциплина, и она необходима детям. Если ее нет, они этим злоупотребляют. Сейчас я духовник этих детей, а мой сын, священник и профессор, говорит мне: «Не верь всем этим историям, потому что они надеются, что ты повлияешь на меня. Исповедь – это одно, а истории и разговоры – другое, тем более, что рассказывать они умеют. Не верь им». Знаете, это семинаристы, а в семинарии нужна дисциплина. И было бы неправильно, если бы я остался. Владыка Иоанникий был строже, а сейчас у них отец Гойко, он очень хороший. Он и наказать умеет, но за дело. Сейчас легче, у семинаристов нет таких внешних проблем, как были у моих учеников. Тех, бывало, и камнями закидывали. – Кто? Националисты, последователи Мираша Дедеича? – Да, но только тогда был Антоний Аврамович. Мираш[3] в так называемой «Черногорской церкви» был следующим. Они создали эту «церковь» в 1993 году. – Что преподает ваш сын?
Владыка Амфилохий рассмеялся: «Ну, наконец-то слышу, что ты чего-то боишься!»– Догматику и патрологию. Однажды был забавный случай. Когда возникла необходимость в преподавателях, митрополит Амфилохий сказал: «Отец Момчило будет преподавать догматику». А я ответил: «Нет, нет, я боюсь». Владыка рассмеялся: «Ну, наконец-то слышу, что ты чего-то боишься!» А я в самом деле переживал. Конечно, я знаю догматику, но не умею преподавать. Одно дело знать, а преподавать – это совсем другое, нужно все подтверждать цитатами, куда мне снова заучивать цитаты? Так что решили, что владыка будет преподавать догматику, а я – гомилетику и литургику, и этим я просто наслаждался, но преподавал не совсем типично.
Мне приходилось балансировать: перед отцом Иустином не упоминать о Патриархе Германе, а при Святейшем не упоминать об отце ИустинеУже после смерти Патриарха Германа появилась очень хорошая публикация «Я и коммунисты». Ее редактировал его сын, замечательный человек, священник Власто Джорич. Сегодня ясно, сколько правильного и хорошего сделал Патриарх Герман. Мне посчастливилось находиться рядом с ним, я был его чтецом. И когда я пришел сюда, у меня была духовная защита отца Иустина и физическая защита Патриарха Германа. И, что делать, приходилось балансировать между ними: перед отцом Иустином не упоминать о Патриархе Германе, а при Святейшем не упоминать об отце Иустине.
Посмотрите, что творится на Украине, что делает Запад! Я разговаривал с людьми, это тот же самый сценарий– Да, да, и это особый сегмент моей работы. Они считают себя хорватами и убеждают других, что и мы, черногорцы – хорваты. Кто угодно, хорваты, шиптары, только не сербы. Посмотрите, что творится на Украине, что делает Запад! Я разговаривал с людьми, это тот же самый сценарий. – С чем приходилось сталкиваться? – Знаете, у меня были большие полномочия, и я с отцом Иустином советовался: «Отче, бывает, что на улице вслед выкрикивают оскорбления, сквернословят, а у меня такой темперамент, что я не могу гарантировать безопасность. В армии я научился некоторым приемам, могу уложить одним ударом. У меня хватает смирения терпеть личные оскорбления, но когда унижают священство, отца… Что делать?» А он говорит: «А как святитель Николай поступил с безбожным Арием»? И сделал жест рукой, не сказал ничего, но показал.
Одним из заданий отца Иустина нам с супругой, она красивая, образованная женщина, были прогулки по городу. Необходимо было разрушить представления о жирных попах и их забитых женах– Потом власти изменили свою тактику по отношению к священству. Старались скомпрометировать священников, показать, что все попы толстые, неухоженные, дремучие. Одним из заданий отца Иустина нам с супругой, она красивая, образованная женщина, были прогулки по городу, когда гулять выходит молодежь. Конечно, я всегда хожу в рясе. Знаете, что это было? Знаете, что такое «топли зец»? Когда осужденного посылали на Голый Остров, сначала его пропускали сквозь строй, его били, пинали, плевали на него. Вот нечто подобное переживали и мы (морально): взгляды, гримасы, комментарии… Мне было легче, я привык, я мужчина. Жена возвращалась в холодном поту, но это был наш крест. Необходимо было разрушить представления о жирных попах и их забитых женах. И, в конце концов, мы привлекли большое количество молодежи в храм. Авва Иустин был нашим прибежищем. Патриарх Павел был одним из первых «иустиновцев», первых чад отца Иустина, вместе с владыкой Жичским Василием (Костичем), владыкой Григорием (он в Америке), владыкой Хризостомом, который был избран Патриархом. Я хорошо понимаю, что все могу лишь в Господе Христе Иисусе, без Христа мы ноль, я первый был бы убийцей и блудником, если бы не стал тем, кем стал. Конечно, мне это в голову не приходило, но не дай Бог, если бы стал коммунистом, представьте себе, такой темперамент поместить в извращенную идеологию. Меня считают очень строгим, но я совсем не строгий, только к себе. Как архиерейский наместник я никогда не делал замечания, если видел кого-то без мантии, никогда не сообщал митрополиту. Если приходилось кого-то судить, чаще всего судил мягко, но когда речь идет о канонах, принимаю канонические меры. Если женится монах, что с ним делать? Он сам себе вынес приговор, а за нами остается только техническая работа. Ушел монах из монастыря, посылали к нему трижды старого монаха, чтобы убедил его, но тот отказался. Кончено дело. – Отец Момо, вы восстановили монастырь, расскажите немного о нем.
Основу любви к Богу, к Церкви, основу готовности отдать за нее жизнь, бесстрашия перед смертью заложил во мне мой отец– Да, это большая радость. Раньше мне не приходилось восстанавливать монастыри, но митрополит благословил, и мы, с помощью одного доброго человека, который финансировал работы, восстановили Жаницкий монастырь. Очень опасно думать: «Я могу! Я сделаю!» Да, могу, но в Иисусе Христе, в Боге, Который мне дает. И все вокруг этого вращается. Этому я не у преподавателей научился, а у одного библиотекаря. Он был русский, звали его Георгий Свищев. Он приехал из Парижа, эмигрант, работал библиотекарем на богословском факультете в Белграде. Разговорчивый был, всякое говорил, но умел сказать так, что суммировал все богословие. Я обратил внимание, что он часто повторял слова: «Без Меня не можете творити ничесоже» и «Все могу во Христе, который мне дает силу». А я только начал учиться, надо было все синтезировать, делать выводы и применять их в жизни, и эти слова стали моей жизненной аксиомой. Георгий научил меня тому, чему не учили преподаватели: они давали фрагменты, а мы еще не умели соединять их в целое. Он научил меня этому евангельскому девизу, научил и тому, что человек должен приложить все свои усилия, весь свой труд, само по себе ничего не получится. Но, конечно, основу любви к Богу, к Церкви, основу готовности отдать за нее жизнь, бесстрашия перед смертью заложил во мне мой отец. Последнее, чем хочу поделиться из своего здешнего опыта. Святой Савва, спасая народ от язычества, сделал очень важную вещь: он вместо языческих домашних богов дал нам Крестную Славу. При коммунизме я спрашивал атеистов: «Когда твоя Слава?» А он отвечал: «Святитель Николай». «Как же святитель Николай, – говорю, – если не веришь в Бога?» – «А так, мои предки праздновали, с древних времен». И никто не отказался от Славы. Даже принявшие католицизм, сохраняют Славу! Представьте, римокатолик, сейчас уже хорват и усташ, а празднует Славу. А те, кто на севере, кто отуречился, все равно помнят, когда у них была Слава, хоть и сменилось много поколений. В этом феномен наших краев. Наша общая история говорит о том, что попыток убить Бога в людях было много. Не только у нас. И в России были гонения, тюрьмы, но вера возродилась. Христа никто не может победить. Он дает нам Свою Любовь и нам нужно только ответить на нее, восклицая: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!»
[1]В ноябре 1944 года, накануне прихода Югославской Народно-освободительной армии, митрополит Иоанникий (Липовац) с 70-ю священниками покинули Черногорию. По дороге к ним присоединилось ещё несколько десятков священнослужителей. Произошел фактический исход сербского духовенства из Черногории.В начале декабря колонна беженцев, числом около 5–6 тысяч человек, среди них, кроме священства, большое количество стариков, женщин и детей направилась на запад через Санджак и Боснию, но, добравшись до Словении, попала в плен к частям НОАЮ. Практически все пленные были убиты. Митрополит Иоанникий был депортирован в Белград на допрос, после чего отправлен в Арнджеловац, где убит в середине мая 1945 года. Место его захоронения неизвестно.
[3] «Митрополит» Михаил (в миру Мираш Дедеич, род. 8 ноября 1938 г.). В сентябре 1965 г. поступил на богословский факультет Белградского университета, затем был направлен на обучение в Рим. По окончании обучения поступил в аспирантуру при МДА. Перейдя в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, принял монашество с именем Михаил. В начале 1997 г. присоединился к неканонической «Черногорской православной церкви», которая находится в «евхаристическом общении» с раскольничьей «Украинской православной церковью Киевского патриархата». Раскольническая деятельность архимандрита Михаила (Дедеича) привела к тому, что 9 апреля 1997 г., после согласования с епископатом Сербской Православной Церкви, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей издал постановление о его низложении.