Царских детей с самого раннего возраста начинали готовить к самой важной и сложной профессии — управлению государством. В Средние века продолжительность жизни была намного короче, поэтому и основные ее события (совершеннолетие, начало военной службы и придворной карьеры, вступление в брак) совершались обычно гораздо раньше, чем сегодня. Обучение детей также начиналось в более раннем возрасте. Царевичи и царевны с первых лет были окружены всевозможной заботой и роскошью. У них были самые лучшие по тем временам игрушки: куклы, лошадки, серебряные звери и птицы. В число забав царских детей с ранних лет входили детские книжки. При царском дворе была широко распространена традиция создания «потешных книг», т.е. рукописных книг с картинками, которые придворные художники рисовали по особому заказу в одном-единственном экземпляре. Так, царевичу Петру Алексеевичу сделали первую потешную книгу, когда ему был всего один год. В 1674 г. для царевны Натальи Алексеевны, которая родилась в августе 1673 г., была написана книга «Начаток о сотворении света». Кроме того, с ранних лет царские дети должны были изучать родословную своей династии. Для них была заказана «Книга Степенная благоверного и благочестивого рода Романовых». B XVIII веке на Руси были очень любимы переводные рыцарские романы. «Повесть о Бове Королевиче «в лицах», т. е. с иллюстрациями, числилась среди потешных книг малолетнего царевича Алексея Петровича. Со всеми этими книгами дети знакомились, когда сами еще не умели читать — их читал вслух кто-то из приближенных. Обучение же чтению царских детей начиналось в возрасте около 5 лет. Так, пятилетнему царевичу Петру по решению старшего брата — царя Федора Алексеевича — выбирают учителя, которым стал подьячий Никита Зотов.
Первым средством обучения чтению являлась азбука. Патриарх Филарет Никитич в 1633 г. благословил своего четырехлетнего внука, царевича Алексея Михайловича «азбукою, большая печать». Кроме печатных букварей в придворном быту существовали еще и рукописные. Один из таких букварей в настоящее время находится в собрании Музеев Московского Кремля. Рукописный букварь состоит из 26 листов и начинается с обращения к царевичу Алексею Петровичу. Далее на каждом листе содержатся буквы алфавита того времени, сопровождающиеся рисунками и стихотворным текстом. Так, буква П проиллюстрирована бытовыми предметами, знакомыми каждому человеку того времени: палата, перстень, пищаль, парус, пояс, перо, праща, пуговица.
Наличие в рисунках на букву Р розги говорит о том, что этот предмет был известен в царском дворце. Кроме букварей, в исторических источниках упоминается еще и азбука в столбцах — пропись, которая выполнялась писцами-каллиграфами из Посольского приказа. Надо сказать, что в те времена научиться свободно читать было гораздо сложнее, чем теперь — ведь помимо печатных книг существовали еще и рукописные документы, выполненные разными почерками. Обучение обычно происходило в палатах царских детей. Во второй половине XVII века упоминается «учительный налой» — вероятно, подобие парты. Документы, рассказывающие об учении царевича Федора Алексеевича, говорят также, что царственный отрок учился читать на «учительной скамейке», обитой золотым галуном с серебром. Говорится и про особую «учительную палату» царевича, т.е. помещение, специально предназначенное для занятий. Начинали же учиться довольно рано утром, раньше, чем это принято сейчас — если в современной школе уроки начинаются в 8.00 или в 8.30, то в XVII веке занятия почти наверняка начинались вместе с дневными делами взрослых — часов в 6 утра. Однако процесс обучения шел не очень быстро — видимо, игры и развлечения по-прежнему играли в жизни царских детей важную роль. После азбуки для обучения чтению использовали церковные книги — Часовник, Псалтирь и Деяния апостолов. Цель обучения чтению в те времена как раз и состояла в том, чтобы человек мог читать священные книги для спасения своей души. Украшенные красочными изображениями Псалтири XVII века как нельзя лучше подходят для обучения чтению: на каждой странице расположены несколько строчек текста и иллюстрирующая их миниатюра.
Если сейчас дети учатся читать и писать одновременно, то в Средние века это было не так. Только после обучения чтению наступала очередь письма. Часто встречаются упоминания о людях, которые читать умели, но писать не могли. Красивый и четкий почерк рассматривался во всех странах как один из главных признаков хорошего образования, поэтому писать царских детей обучали лучшие каллиграфы того времени — подьячие и дьяки Посольского приказа.
В обязательную программу образования того времени также входило церковное пение, которому могли учиться как со слуха, так и с помощью «крюков» — прообразов нот. Церковное пение очень любил царь Иван Грозный, а особенно преуспела в нем дочь царя Бориса Годунова, царевна Ксения, о музыкальных талантах которой упоминают современники. Многие русские государи сами писали тексты или музыку к церковным песнопениям. Историкам музыки известны сочинения царей Ивана Грозного и старшего брата Петра, царя Федора Алексеевича. В букваре царевича Алексея Петровича есть композиция под названием «Музыка — пение сладкое», где изображены молодые люди, играющие на разных музыкальных инструментах. Первоначальный этап обучения всех детей, в том числе и царских, заканчивался на обучении чтению, письму и церковному пению.
Что же изучали царские дети на следующем этапе, в «средней школе»? Большое внимание в обучении царских детей издавна уделялось истории. Для изучения всемирной истории служили так называемые Хронографы, где изложение нередко начиналось с библейских и античных времен. Отечественная история изучалась по огромной иллюстрированной летописи, созданной по заказу Ивана Грозного — Лицевому Летописному своду. Что касается географии, то впервые сведения о том, что царские дети изучали эту науку, появляются еще во времена царя Бориса Годунова. Современники упоминают о том, что его сын царевич Федор Борисович не только учил географию, но и сам нарисовал карту Российского государства, а также подробный чертеж Кремля и Москвы.
Вопрос об изучении иностранных языков является одним из самых сложных. Царь Иван Грозный на приемах польских и татарских послов говорил, что не нуждается в переводчике. Видимо, языки ближайших соседей в те времена учили со слуха, но специального обучения иностранным языкам не было. Но главным занятием государя считалось военное дело — ведь царь должен был возглавлять армию как главнокомандующий. С малых лет для забавы царских сыновей служили игрушечные сабли, ружья и пушки. Придворные мастера делали для них потешные знамена и барабаны. В возрасте 6-7 лет царские оружейники выполняли для царевичей доспехи и шлемы, полностью копирующие настоящие. Сохранился шлем царевича Ивана, сына царя Ивана Грозного. Царских детей также учили стрельбе из лука и из ружей, верховой езде и другим воинским умениям.
К моменту вступления на престол царские сыновья были подготовлены к основным задачам, которые стояли перед правящим государем. Они могли показать свое благочестие в церкви во время праздничных служб и шествий, принять решение по челобитным и другим документам, поступающим на их имя, достойно принять иностранных послов, а также возглавить войско во время военного похода. В те времена царь, который мог руководить военными и судебными делами, считался образцовым государем, достойным уважения подданных. Для всех остальных дел существовали государственные служащие — бояре и приказные дьяки.
Ракитина Марина