«Для верующего человека — смерти нет». Из беседы с архиепископом Петрозаводским и Карельским Мануилом

Митрополит Мануил

Архиепископ Мануил не очень любит встречаться с журналистами. Владыка справедливо считает, что пишущая братия в погоне за сенсациями, может неверно истолковать его мысли и слова. Между тем, главной общественной «нагрузкой» Владыки, как главы Православной Церкви на территории Карелии как раз и является сохранение мира и спокойствия среди людей. И тем не менее архиепископ сделал исключение для нашей газеты.

О Петрозаводской и Карельской епархии

— Каждый год увеличивается количество приходов — появляются новые церкви, восстанавливаются и ремонтируются старые. В год прибавляется по два-три храма. Однако серьезную тревогу внушают духовная и нравственная составляющие карельского общества. Господствующая вокруг нас вседозволенность, отсутствие элементарного уважения людей друг к другу, стремление локтями расталкивать ближних в погоне за земными благами — все это ведет к дестабилизации обстановки в обществе.

О выборах

— Конечно, и это отразилось на нравственном состояние общества. Что можно было посоветовать людям в этой ситуации? Только одно — оставаться благоразумными, Смотреть в корень — кто этот соискатель, что он собой представляет, хорошо бы вспомнить и Евангелие — «по плодам их узнаете их», смотреть на плоды деятельности, то есть на дела. Но при этом помнить, наша власть — это отражение нас самих, и если хочется что-то изменить в мире, то начинать надо с себя. Я, если знаете, был депутатом Верховного Совета Карелии в 1990 году, все бы ничего, но иной раз приходили такие запросы, которые ставили меня в тупик. Люди писали, вот вы — такой хороший депутат, а у нас в районе — переполненные туалеты, не могли бы вы их вычистить? Казалось бы, чего сложного — найдите машину, скиньтесь, и почистите туалеты сами, но мешает потребительское отношение к жизни.

А вид наших жилищ, наши дворы? Это же все отражение наших душ. Если у человека мир и чистота в душе, то неужели он потерпит такую грязь вокруг? Так же и с властью. Надо, чтобы она людям служила, чтобы порядок был в государстве. Церковь, безусловно, осуждает любую предвыборную грязь и ложь, но при этом приходится признать, есть такая особенность в нашем народе — любим другим косточки помыть. Однако участвовать в выборах надо, это очень важно, есть такой документ — «Основы социальной концепции Русской православной церкви», которым мы руководствуемся в своей деятельности, так вот Церковь призывает своих чад активно участвовать в жизни общества, в том числе политической, социальной и культурной. Другое дело, что мы не можем отдавать кому-либо предпочтение. Православная Церковь — Церковь всего народа, конечно и у меня, и у других священнослужителей есть определенные политические симпатии, но это все на гражданском, личном уровне. Иерархи не имеют право за кого-либо агитировать, но голосовать, участвовать в выборах надо, и я об этом говорил на всех проповедях.

Об участии православных в социальной жизни

Мы помогаем малоимущим прихожанам, в том числе и финансово. Частенько в храмы за помощью обращаются люди, освободившиеся из мест заключения. Им дают деньги только на дорогу и все, понятно, что в таких случаях мы тоже стремимся поддержать человека. У нас установлены хорошие контакты с Финской Православной Церковью, получаем и распределяем гуманитарную помощь, действует несколько столовых для малообеспеченных, духовно окормляем больницы, роддома, тюрьмы, — другое дело, что мы творим милостыню, но не афишируем ее. К тому же, к сожалению, церковь не может помочь всем нуждающимся, вся наша помощь складывается из добровольных пожертвований наших прихожан. Таким образом, деньги возвращаются к людям.

— Многие люди не хотят идти в православный храм, дескать, нет денег даже на свечку.

— В принципе надо говорить не о деньгах, а о жертве Богу, причем жертва должна быть добровольной, Господь не осудит человека, если у него нет денег или мало их, но он просто пришел помолиться. В конце концов, та же купленная свеча не есть выражение благочестия, а приложится к иконе можно и без денег. Всегда можно попросить священника совершить то или иное таинство бесплатно, тем более, что главное таинство — причастие, абсолютно не требует финансовых вложений. Так что приведенное вами мнение возникает по незнанию. Хотя конечно священники не бесплотные, у большинства батюшек много детей, их надо кормить, растить, надо церкви обустраивать — на все это нужны деньги.

О взаимоотношениях с другими конфессиями

— С традиционными конфессиями — католиками, лютеранами, Христианами веры евангельской — у нас нормальные взаимоотношения, то есть прямых контактов, разумеется, нет, но мы живем в мире. Однако серьезная опасность — это секты. Ведь каждая новая секта для того, чтобы существовать, обрести паству, должна отторгнуть часть людей от прежней традиции, от памяти предков, превратить их в граждан мира, в худшем смысле этого слова.

В этом году Карелия будет отмечать грандиозный праздник — 775 лет со дня крещения карел. Этот народ крестился в 1227 году, а еще через год крестились и вепсы. Это была ненасильственная акция, карелы обратились в Православие в виду опасности шведского католического нашествия. И вот теперь живущих в Карелии людей начинают вновь отрывать от корней, от истоков, все это внушает серьезную озабоченность. Понятно, что с юридической точки зрения — закон позволяет действовать сектам, и все в рамках нормы, но с духовной точки зрения — это страшно.

К сожалению, есть такой тип людей, которые испытывают безотчетную ненависть к Церкви, как правило, они одержимы различными пороками. Вроде бы человек не ходит в храм, и священников лично не знает, но полон ненавистью к Православию. На бытовом уровне — это необъяснимо, но на духовном все становится понятно. Церковь не есть организация абсолютно земная, и силы зла ненавидят ее, действуя через своих слуг, которые и сами этого не осознают. Вот к таким людям, как и к тем, кто попал в секту, испытываешь и жалость, и сострадание, но, увы, мы, люди — всегда сами творцы своего несчастья. Ведь то положение, в котором находится наша страна, мы сотворили сами, сами зашли в тупик. Но православные — оптимисты.

О посмертной участи человеческой души

Знаете, я — старый одинокий человек, весь мой день, вся моя жизнь состоит из двух частей, предстояние в молитве перед престолом Всевышнего, и управления епархией, занятия наукой — хочу все-таки дописать свой богословский труд. И я знаю, что Господь видит нас и не оставит нас, наша молитва противостоит тому злу и насилию, которое пытается утвердиться. И злу не победить. Хотя сейчас много людей, которые живут с пустым небом над головой, это страшная жизнь, но со злом можно и нужно бороться силой молитвы, силой здравого смысла. Есть древнее пророчество, что благочестие воссияет на Севере, и потому у меня есть надежда. Но, конечно, многое должны сделать и мы сами.

Как бы ни было велико зло, Христос сумел его победить, сумел победить даже смерть. После Воскресения Христова есть уверенность, что жизнь будет продолжаться и после кончины. Мы вообще не употребляем слово — смерть, а говорим — кончина. Смерть ожидает только людей, живущих и умирающих во грехе — у них печальная участь. Душа такого человека не увидит Бога, ведь ад — это не сковородки, это муки совести, которые будет уже не унять. Для верующих же людей, — Пасха это конец прежней жизни и начало жизни будущей, мы, как и Христос живем, умираем и воскресаем для жизни вечной.

Беседовал Сергей Хорошавин

Православие в Карелии


Опубликовано 07.03.2015 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter