«Эта выставка как глоток воздуха»

«Эта выставка как глоток воздуха»

Экспонаты собирали со всей Греции

В чем же уникальность выставки, организованной в перекрестный Год России и Греции и привлекшей повышенное внимание всех слоев общества? Во-первых, эта выставка не совсем обычна для «перекрестных» годов, как правило, для них характерен обмен выставками. А в данном случае выставка было «односторонней». Греки, чтобы привезти свои экспонаты в Эрмитаж, собирали их по музеям, монастырям всей страны, и вместе их увидеть вряд ли будет возможно где-то еще. Как сказал на закрытии архиепископ Амвросий: «Не один месяц потребуется человеку, чтобы объехать Грецию и увидеть все то, что представлено на выставке». А Михаил Пиотровский добавил, что «выставка получилась совершенно необыкновенная, удивительного качества искусство. 66 метров стена византийских икон. Некоторые из них, поделенные на части, сошлись только на выставке».

От мозаики до Эль Греко

Всего же на выставке было представлено около 150 экспонатов, охватывающих весь период существования византийской культуры — с первых веков до падения Константинополя в 1453 году под натиском турок. Кстати, Константинополем столицу Византии стали называть европейцы, сами же жители Византии называли себя ромеями, соответственно это было Ромейское государство. Где любой предмет умели превращать в произведение искусства. Даже фрагменты мозаичных полов, представленные на выставке, больше напоминают картины. Что уж говорить о скульптурах, фресках, различных сосудах и украшениях — то, что когда-то окружало ромейцев в быту, сегодня — ценные музейные экспонаты. Иконопись, та самая, что растянулась на 60 с лишним метров, — это вообще отдельная тема. Среди иконописных работ и уникальная мозаичная «Богоматерь Эпискепсис», созданная примерно в 1300 году, и краснофонная икона — уже из Эрмитажа, где находится одно из лучших собрания византийской иконописи VII — XV веков, — «Преображение». Когда-то эта икона была частью единого праздничного ряда, написанного на каштановой доске, а затем распиленного на фрагменты. Один из них — «Воскресение Лазаря» — хранится в Византийском музее в Афинах. На выставке в Эрмитаже эти две части когда-то единого целого воссоединились. К сожалению, временно. В Византии вообще использовали различные техники и материалы при написании икон: драгоценные металлы, слоновую кость, мрамор, перегородчатую эмаль, а иногда обычное дерево. И наконец, здесь же можно увидеть полотно последнего византийского художника-гуманиста Эль Греко «Апостол Петр».

Превзойти невозможно

«Таким образом нам продемонстрировали, как античный язык в богословии, в живописи, в иконе был воспринят христианством, воцерковлен, обожен и в новом качестве преподнесен миру, — сказал архиепископ Амвросий. — И ничто до сих пор не превзошло византийские образцы. Посетителям же выставки остается только взирать и молча беседовать с Богом или с теми, кто изображен на иконах». За что он и выразил благодарность создателям выставки и от себя лично, и от лица Духовной академии, и от православных жителей Санкт-Петербурга и всего Отечества, которые получили воодушевление и вдохновение, которого людям часто не хватает. Что подтверждает, например, запись в книге отзывов, оставленная кем-то из посетителей: «Эта выставка как глоток воздуха, луч солнца, журчащий ручей в пустыне». Ну а в финале мероприятия представители Духовной академии, ее хор провели около некоторых икон песнопения и молитвы, поддержанные многочисленными посетителями выставки. И никакого противоречия между светским и духовным в этот день не было…

Анна ВЕТЛИНСКАЯ,

Интернет-журнал «Интересант»

Опубликовано 03.10.2016 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter