
Астрид Линдгрен о жизни, смерти и о вечной любви
Массовое российское сознание знакомо с облегченной Астрид Линдгрен по версии отечественного кино и мультфильмов. Повести о Карлсоне, в которых показаны очень неоднозначные и психологически сложные персонажи, превратились в прелестную и легкомысленную юмореску с неотразимым «мужчиной в полном расцвете сил» и кокетливой фрекен Бок. Фильмы о Калле, Расмусе и Пеппи — феерические, красочные, музыкальные, но, в первую очередь, развлекательные. А настоящая Линдгрен, с нешуточными трагедиями, со смертельной опасностью для ребят, героев ее книг, — осталась за кадром милых советских мультиков и фильмов.
Повести о Карлсоне невероятно популярны в нашей стране и совершенно непопулярны в Швеции, сама Линдгрен объясняла этот феномен так: «В Карлсоне много русского» — то есть презрения к здравому смыслу, ко всяким правилам и ограничениям, легкомыслия и надежды на авось. Но и в этих хрестоматийных для русского читателя повестях при внимательном чтении открываются такие экзистенциальные бездны!Любая книга Линдгрен пронизана гуманистическими идеями. Милосердие и твердость при защите правды и справедливости — эти качества проявляют ее герои. Сама писательница с 40-х годов отстаивала принципы воспитания детей с учетом возрастных особенностей и уже в «Пеппи Длинныйчулок» (1945) проявила себя глашатаем новой, гуманной, педагогики. В следующей книге — «Суперсыщик Калле Блумквист» (1946) и в двух других частях трилогии — Астрид продолжила разговор с читателями с позиций героя-ребенка, мастерски раскрывая детскую психологию и проблемы социального неравенства и жестокости. Ребячья «война» двух армий и невинное озорство оборачивается смертельной опасностью для подростков. На пределе душевных и физических сил ребята воюют за правду и справедливость. Трилогия о Калле-сыщике, как и все произведения Линдгрен, — о боли взросления. Вот Ева натыкается на труп только что убитого старика Грена. «Мир перевернулся; мир ужасен, и жить в нем больше невозможно… Никогда больше ничего радостного не будет. Да и что может быть радостного, если люди так поступают друг с другом?» Парень, застреливший ростовщика и готовый убить ребят, пришел к этому от глубокого отчаяния. Шведский Раскольников…
В каждой книге Линдгрен говорила о проблеме одиночества ребенка — в любящей ли семье, как у Малыша, или у нелюбящих приемных родителей («Мио, мой Мио!»), о сиротстве, отсутствии крыши над головой и вынужденных скитаниях («Расмус-бродяга»), о неизлечимых болезнях и смерти детей («Братья Львиное Сердце»), о конфликте с родителями вплоть до разрыва («Рони, дочь разбойника»)…Всю жизнь она мучительно искала ответ на вопрос, как сделать жизнь доброй и справедливой. Ближе всего Линдгрен подошла к истине в сборнике «Солнечная Полянка» (1959), в который вошли одноименная сказка и сказки «Звенит ли моя липа, поет ли мой соловушка», «Стук-постук», «Рыцарь Нильс из Дубовой рощи». Каждая начинается словами: «Давным-давно, в пору бед и нищеты…» Герои «Солнечной Полянки» и сказки «Звенит ли моя липа, поет ли мой соловушка…», нищие сироты, только в смерти могут найти избавление от бед. И Линдгрен с горькой отрадой рисует райский мир, где измученные работой дети встречают умершую маму и обретают наконец свободу и счастье. «— Вот и конец моей жизни, — сказала Анна. — Холод погубит меня, и до Солнечной Полянки мне не добраться. Но птичка будто звала все вперед и вперед! И вот они уже у ворот. До чего же знакомы им эти ворота! Кругом — снежные сугробы, а вишневое дерево за стеной свои цветущие ветви распростерло. И ворота — полуоткрыты! — Никогда ни о чем я так не тосковала, как о Солнечной Полянке, — сказала Анна. — Но теперь ты здесь, — утешил ее Маттиас, — и тебе больше незачем тосковать! — Да, теперь мне больше незачем тосковать! — согласилась Анна. Тогда Маттиас взял сестренку за руку и повел ее в ворота. Он повел ее на волшебную Солнечную Полянку, где была вечная весна, где благоухали нежные березовые листочки, где пели и ликовали на деревьях тысячи крохотных пташек, где в весенних ручьях и канавах плавали берестяные лодочки и где на лугу стояла матушка и кричала: — Сюда, сюда, детки мои! За спиной у них в ожидании зимней ночи застыл морозный лес. Глянула Анна через ворота на мрак и стужу. — Почему ворота не закрыты? — дрожа спросила она. — Ax, милая Анна, — ответил Маттиас, — если ворота закрыть, их никогда уже больше не отворить. Разве ты не помнишь? — Да, ясное дело, помню, — отозвалась Анна. — Их никогда, никогда больше не отпереть. Маттиас с Анной глянули друг на друга и улыбнулись. А потом тихо и молча закрыли за собой ворота Солнечной Полянки».

Астрид (третья слева) с родителями, братом и сёстрами.

Отрывок из книги “Братья Львиное сердце”.
Богатырева Наталья
ФОМА