Гнев на самого себя

Гнев

Какое все-таки странное  понятие – стыд. Сколько раз слышал это слово в детстве, подумать страшно. В школе, например, чуть случись чего, и сразу же: « — Как тебе не стыдно?» Или уже в утвердительной форме: « Тебе должно быть стыдно…». Или даже так: « Стыдись, так себя не ведут». А мне вот, почему-то было совсем не стыдно. Да и чего там было стыдного, если разобраться? Ну, забыл спортивную форму на урок физкультуры. Или сменную обувь. Ну, там, стишок не выучил, не подстригся вовремя, на переменке с друзьями по коридорам бегал. Вот, в сущности, и весь «криминал». Но учителя, видимо, вполне искренне считали, что стыдиться тут есть чего. И настойчиво взывали к моему чувству стыда, скорбно поджимая при этом губы, и делая строгие глаза. Наивные были люди, ей право… Как будто чувство стыда можно разбудить в человеке шаблонными фразами, да еще сказанными походя, между делом!

Недавно в торговом центре стою, жду лифт на четвертый этаж. Рядом – корпулентная дама в малиновом пальто, и черной шляпе с широкими полями. Тоже ждет. Лифт пришел. Я спокойно вхожу в открывшуюся дверь, становлюсь к стеночке и жду, пока войдет моя попутчица. Ну, чтобы двери закрыть. И тут она мне возмущенно заявляет: « — Как вам не стыдно, мужчина! Могли бы сначала женщину пропустить». А мне вот, опять не стыдно, и все тут. Я совершенно точно знаю, что даже по нормам этикета мужчина должен входить в лифт первым, а выходить последним. Потому что лифт это зона повышенной опасности. Короче, я тогда твердо знал, что все сделал правильно. А она, бедолага, стоит рядом, и обиженно так на меня смотрит. Ждет ответа. И что тут делать? Прочитать ей лекцию по этикету? Объяснить, что обиделась она зря, и стыдиться мне тут абсолютно нечего? В общем, пробормотал я свое «извините», да и вышел на ближайшем этаже, чтобы не возмущать ее своим присутствием.

Что же такое вообще этот самый стыд? Из всех известных мне определений больше всего понравились два. Это слова архимандрита Платона (Игумнова), определившего стыд, как   «страх потери уважения в глазах тех, перед кем человек уронил свое достоинство». И фраза Федора Михайловича Достоевского, считавшего, что «стыд – это гнев на самого себя».

И то, и другое, на мой взгляд, верно. Но есть одно важное уточнение, без которого эти определения трудно свести воедино. Достоевский говорит о внутреннем переживании стыда, о его психологической составляющей. Отец Платон – о внешних причинах этого переживания. Но ведь есть еще и такое понятие, как ложный стыд. Причем, у различных групп людей критерии его будут самые различные. Для нудистов, к примеру, ложным стыдом будет нежелание человека обнажаться в людном месте. А для православного христианина — стесняться исповедовать свои грехи перед священником.

Как тут объективно разобрать, где стыд истинный, а где – ложный?

Думаю, для христианина здесь есть лишь один надежный путь: бояться уронить себя не перед людьми, а перед Богом. Потому что людей много, и понятия о должном у них очень разные. А Бог один. И Он всех видит. Тут уже не спрячешься и не обманешь самого себя высокомудрыми объяснениями собственной мерзости. Наверное, истинный стыд это и есть страх Божий, и гнев на себя самого за соделанный грех.

Александр Ткаченко

Фома


Опубликовано 26.01.2015 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter