Большинство европейцев назвали себя христианами
Вера и Церковь: ходят ли европейцы в храмы
Большинство опрошенных взрослых по-прежнему считают себя христианами, даже если редко посещают церковь. Непрактикующие христиане (то есть люди, идентифицирующие себя как христиане, но посещающие церковные службы не более нескольких раз в год) составляют наибольшую долю населения в регионе. Во всех странах, кроме Италии, их больше, чем христиан, посещающих церковь (не реже одного раза в месяц). В Англии, например, примерно в три раза больше непрактикующих христиан (55%), чем христиан, посещающих церковь (18%).В большинстве западноевропейских стран непрактикующие христиане – самая большая группа населения
Непрактикующие христиане также превосходят по численности людей без определенной религиозной принадлежности (атеисты, агностики или «индифферентные») в большинстве стран исследования. И даже после недавнего всплеска иммиграции из стран Ближнего Востока и Северной Африки число непрактикующих христиан в Западной Европе значительно превышает количество практикующих верующих (мусульман, иудеев, индуистов, буддистов и др.). Исследование показало, что христианская идентичность остается значимым маркером в Западной Европе, даже среди тех, кто редко ходит в церковь. Это не просто «номинальная» идентичность, лишенная практической значимости. Напротив – религиозные, политические и культурные взгляды непрактикующих христиан часто отличаются от взглядов христиан, посещающих церковь, и взрослых без определенной религиозной принадлежности. – Хотя многие непрактикующие христиане говорят, что они не верят в Бога, «как про Него написано в Библии», они склонны верить в какую-то другую высшую силу. А большинство христиан, посещающих церковь, напротив, говорят, что верят в библейского Бога. И явное большинство взрослых без определенной религиозной принадлежности не верят ни в какую высшую силу.Большинство непрактикующих христиан в Европе верят в Бога, но необязательно в такого, как описано в Библии
– Непрактикующие христиане скорее положительно относятся к церквям и религиозным организациям, считая, что те служат обществу – помогают бедным и объединяют людей. Их отношение к институту Церкви хуже, чем у христиан, посещающих церковь, но они скорее, чем европейцы без определенной религиозной принадлежности, склонны верить, что церкви и другие религиозные организации вносят позитивный вклад в общество. – Христианская идентичность в Западной Европе сопровождается высоким уровнем негативного отношения к иммигрантам и религиозным меньшинствам. Самоидентифицированные христиане – независимо от того, посещают они церковь или нет – чаще, чем люди без определенной религиозной принадлежности, выражают негативные взгляды относительно иммигрантов, а также мусульман и евреев. – Непрактикующие христиане реже, чем христиане, посещающие церковь, выражают националистические взгляды. Тем не менее, они чаще, чем «индифферентные», заявляют, что их собственная культура превосходит другие культуры и что национальная идентичность предполагает наличие родословной (чтобы считаться настоящим испанцем, нужно иметь испанские корни). – Подавляющее большинство непрактикующих христиан, как и подавляющее большинство людей без определенной религиозной принадлежности, выступают за законные аборты и однополые браки. Христиане, посещающие церковь, более консервативны в этих вопросах, хотя многие, а в некоторых странах большинство, поддерживают законные аборты и однополые браки. – Почти все посещающие церковь христиане, воспитывающие несовершеннолетних детей (до 18 лет), утверждают, что воспитывают детей в христианской вере. Среди непрактикующих христиан таких несколько меньше, хотя подавляющее большинство также признают, что воспитывают своих детей как христиан. Нерелигиозные родители, как правило, при воспитании детей не касаются вопросов религии. Религиозная идентичность и практика – не единственные факторы, влияющие на убеждения и мнения европейцев по данным вопросам. Например, высокообразованные европейцы, как правило, терпимы к иммигрантам и религиозным меньшинствам. Как показывает исследование, посещающие церковь христиане, непрактикующие христиане и европейцы без определенной религиозной принадлежности имеют различные религиозные, культурные и социальные взгляды.Бог без Библии: кто избегает духовности
Большинство непрактикующих христиан в Европе верят в Бога. Но их представления о Боге значительно отличаются от тех же представлений христиан, посещающих церковь. В то время как большинство христиан, посещающих церковь, говорят, что они верят в Бога, «как о Нем написано в Библии», непрактикующие христиане верят не в библейский образ Бога, а в некую высшую силу, действующую во Вселенной. Например, в католической Испании только один из пяти непрактикующих христиан (21%) верит в Бога, «как о Нем написано в Библии», в то время как шесть из десяти говорят, что верят в некую высшую силу. Непрактикующие христиане и «индифферентные» также резко расходятся в этом вопросе: большинство людей без определенной религиозной принадлежности не верят в Бога или любую некую высшую силу. Большинство непрактикующих христиан и христиан, посещающих церковь, также верят в жизнь после смерти и убеждены в существовании души. А большинство взрослых без определенной религиозной принадлежности отвергают веру в загробную жизнь и не верят, что имеют душу. Действительно, многие люди без определенной религиозной принадлежности полностью избегают духовности и религии. Большинство согласны с утверждениями, что «во Вселенной нет духовных законов, только законы природы» и что «наука сделала религию ненужной». Эту позицию разделяют немногие из христиан, посещающих церковь, и непрактикующих христиан. В большинстве стран примерно четверть или более непрактикующих христиан согласны, что наука сделала религию ненужной.Большинство европейцев без религиозной принадлежности считают, что наука сделала религию ненужной
Церковь и государство: вместе или рядом
Западные европейцы относятся настороженно к сращиванию государства и Церкви. В 15 обследованных странах преобладающим является мнение, что Церковь должна быть отделена от государства (60%). Непрактикующие христиане, как правило, говорят, что религия должна быть вне политики. Тем не менее значительное меньшинство (35%) непрактикующих христиан считают, что правительство должно поддерживать религиозные ценности и убеждения в стране. Например, в Англии 40% непрактикующих христиан говорят, что правительство должно поддерживать религиозные ценности и убеждения, а среди «индифферентных» такой ответ дают только 18%. Христиане, посещающие церковь, гораздо чаще, чем непрактикующие христиане, выступают за государственную поддержку религиозных ценностей. В Австрии, например, большинство (64%) христиан, посещающих церковь, занимают эту позицию, в то время как среди непрактикующих христиан – только 38%.Христиане чаще, чем люди без определенной религиозной принадлежности, говорят, что власти должны поддерживать религиозные ценности и убеждения
В ходе опроса также задавался вопрос, согласны ли респонденты с тремя положительными заявлениями о Церкви и других религиозных организациях. А именно: они «защищают и укрепляют нравственность в обществе», «объединяют людей и укрепляют общественные связи» и «играют важную роль в оказании помощи бедным и нуждающимся». И тремя негативными оценками религиозных учреждений. А именно: что они «слишком вовлечены в политику», «слишком много внимания уделяют внешним правилам» и «слишком стремятся к деньгам и власти». Непрактикующие христиане чаще, чем люди без определенной религиозной принадлежности, выражают положительные мнения о религиозных учреждениях. Например, в Германии большинство непрактикующих христиан (62%) согласны с тем, что церкви и другие религиозные организации играют важную роль, оказывая помощь бедным и нуждающимся. Среди «индифферентных» таких меньше половины (41%). Христиане, посещающие церковь, положительно оценивают роль религиозных организаций в обществе. Например, почти каждый четвертый христианин в Бельгии (73%), Германии (73%) и Италии (74%) согласен с тем, что церкви и другие религиозные учреждения играют важную роль в оказании помощи бедным и нуждающимся.Кровь и почва: дает ли вера превосходство
Большинство граждан Италии и Португалии и менее половины Швеции и Дании считают, что, чтобы действительно разделять национальную идентичность, нужно быть гражданином страны в нескольких поколениях (например, чтобы быть настоящим датчанином, нужно иметь датское происхождение). Непрактикующие христиане реже, чем практикующие, считают, что родословная – ключ к национальной идентичности. Люди без определенной религиозной принадлежности считают так еще реже. Например, во Франции почти три четверти практикующих христиан (72%) считают, что важно иметь французское происхождение, чтобы быть «истинным французом». Среди непрактикующих христиан 52% занимают такую позицию, а среди людей без определенной религиозной принадлежности – 43%.И регулярно посещающие церковь, и непрактикующие христиане чаще, чем люди без определенной религиозной принадлежности, связывают национальную идентичность с происхождением
И непрактикующие, и практикующие христиане чаще, чем «индифферентные», соглашаются с утверждением: «Мы, конечно, не совершенны, но наша культура превосходит другие». Другими словами, в целом христиане Западной Европы чаще склонны выражать националистические настроения.Секс и дети: что происходит с европейской семьей
Подавляющее большинство непрактикующих христиан и граждан без определенной религиозной принадлежности по всей Западной Европе поддерживают законные аборты и однополые браки. С другой стороны, практикующие христиане значительно более консервативны в вопросах абортов и однополых браков. Образованность сильно влияет на отношение к этим вопросам: респонденты, получившие образование в колледже, значительно чаще, чем респонденты с меньшим уровнем образования, выступают за законный аборт и однополые браки. В целом женщины чаще, чем мужчины, выступают за законный однополый брак.Люди без определенной религиозной принадлежности и непрактикующие христиане в основном поддерживают законные аборты и однополые браки
Из прошлого в будущее: как изменится христианство в Европе
Большинство жителей Западной Европы называют себя христианами. Но процент христиан снизился, особенно в некоторых странах. Сегодня жители Западной Европы чаще заявляют о том, что были воспитаны в христианских семьях, чем что считают себя христианами. Сегодня христиане – крупнейшая религиозная группа в Западной Европе. Значительное меньшинство населения не относят себя ни к одной религии («индифферентные»), к этой же категории относятся атеисты, агностики или люди «без конкретных предпочтений».Доля взрослого населения без определенной религиозной принадлежности колеблется от 15% в Ирландии, Италии и Португалии до 48% в Нидерландах
Демографически «индифферентные» в Западной Европе относительно молоды и высокообразованны. В категории людей без определенной религиозной принадлежности в большинстве стран самую большую группу составляют те, кто описывает свою религиозную идентичность как «без конкретных предпочтений» (по отношению к атеистам и агностикам). Например, так себя определяют трое из десяти голландцев (31%), при этом атеистами себя считают 14%, а агностиками 3%. Но в некоторых странах (Бельгия, Дания и Франция) атеистов в этой категории столько же, сколько людей без определенной религиозной принадлежности. Большинство «индифферентных» утверждают, что были крещены. Многие также говорят, что были воспитаны в христианской вере. В целом взрослых без определенной религиозной принадлежности, которые соглашаются, что были воспитаны в христианской вере, больше (60%), чем тех, которые говорят, что выросли вне религии (39%). Однако эти цифры в разных странах существенно различаются. Например, подавляющее большинство взрослых без определенной религиозной принадлежности в Испании (86%) и Португалии (74%) подтверждают, что они выросли в христианской вере. В Великобритании, напротив, примерно две трети (65%) взрослых без определенной религиозной принадлежности говорят, что выросли в религиозных семьях. Взрослым без определенной религиозной принадлежности, которые воспитывались в христианских семьях (или семьях, исповедующих другие религии), был задан ряд вопросов о потенциальных причинах, по которым они отошли от религии. Респонденты могли выбрать из нескольких причин.Большинство «индифферентных» говорят, что «постепенно отошли от религии», не называя конкретных событий или причин, повлиявших на них. Многие также говорят, что они не согласны с позицией Церкви по некоторым социальным вопросам, например, касательно гомосексуализма и абортов, или что перестали верить в религиозные учения. Большинство взрослых в Испании (74%) и Италии (60%) также приводят в качестве причины «скандалы с участием религиозных учреждений и лидеров».Небольшая группа опрошенных приводит другие причины. Например, люди считают, что религия не удовлетворяет их духовные потребности, или сообщают, что отошли от религии, когда выходили замуж/женились на нерелигиозном партнере. Вероятно, некоторые западноевропейцы отказались от своей религиозной идентичности из-за существующих в религиях консервативных взглядов на мультикультурализм, сексуальные нормы и гендерные роли. Возможно, их отношение к иммигрантам изменилось вместе с изменением их религиозной идентичности. Независимо от воспитания, «индифферентные» редко участвуют в традиционных религиозных практиках. Немногие взрослые без определенной религиозной принадлежности говорят, что посещают религиозные службы ежемесячно, молятся ежедневно или считают, что религия «очень» или «в некоторой степени» важна в их жизни. Большинство «индифферентных» в Западной Европе также утверждают, что они неверующие: большинство не только не верят в Бога, но также говорят, что не верят вообще в какую-либо высшую силу. Тем не менее, значительная доля людей без определенной религиозной принадлежности в 15 странах, охваченных исследованием, верят в Бога или какую-либо другую высшую силу. Верующие в Бога люди без определенной религиозной принадлежности значительно реже, чем не верующие, придерживаются антирелигиозных взглядов. Например, в Бельгии только 43% верующих без определенной религиозной принадлежности считают, что наука делает религию ненужной. Среди не верующих в Бога без определенной религиозной принадлежности такого мнения придерживаются 69% опрошенных. А в Германии только 35% верующих без определенной религиозной принадлежности говорят, что религия причиняет больше вреда, чем пользы. Среди неверующих «индифферентных» так считают 55%.
Pew Research Center
Pravmir.ru