В Великий понедельник Господь проклял бесплодную смоковницу – действие в высшей степени символическое. Ведь для иудеев смоковница – символ мудростиНо есть другой путь. Впервые им проследовал Христос почти 2000 лет назад. И он начинался именно из разорения богатств внутреннего мира человека, его опыта и самоуверенной богословской интуиции. Да, крестный путь Спасителя начинался именно из разорения. Тогда, в Великий понедельник, Господь проклял бесплодную смоковницу (см.: Мк. 11: 12–14). Действие в высшей степени символическое. Ведь для иудеев смоковница является символом мудрости. Большое внимание ей уделяется и в буддизме. Здесь она – символ озарения, познания истины, поскольку под таким деревом в 528 году до Р.Х. принц Сиддхартха Гаутама (Будда) достиг глубочайшего познания сущности жизни как преодоления земных страданий. Священно оно и для мусульман. Да и в целом по всему Древнему Востоку инжир считался священным символом изобилия.Тем более примечательно, что Христос в самом начале своего Крестного пути проклинает бесплодную смоковницу! То есть с пришествием в мир Спасителя всякая надежда человечества на свои познания, свой опыт, таланты, всякая самоуверенность – становится не только бесплодной, но и приобретает черты богопротивления, поэтому проклинается!Кажется, нет в Евангелии мысли, столь часто повторяемой Спасителем, как мысль о необходимости самоотречения, отказа от надежды на собственные силы. С этого начинается лестница новозаветных добродетелей в Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5: 3). Об этом Господь предупреждает каждого желающего стать Его последователем: «Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее» (Лк. 17: 33). Это Спаситель заповедует всем верующим в Него: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16: 24).
Всякий путь к Богу – путь крестный: в нем непременно должна быть неудобная, болезненная и настойчивая борьба с собойВ этих словах Христа – не обременительное повеление далекого Бога. Это правда о внутреннем мире человека, где нет места для двух богов! И если здесь на святом месте воздвигнут идол собственного «я», то для Спасителя и Его Евангелия места в такой душе уже не найдется. Поэтому всякий путь к Богу есть путь крестный. Он не всегда связан с внешними трудностями, с нищетой, гонениями. Но в нем непременно должна быть неудобная, болезненная и настойчивая борьба с собой. Иной дороги к Небесам нет.И в этом смысле Крестный путь Спасителя навсегда положил предел поискам силы преодолевать жизненные невзгоды через веру в себя. Страдания Сына Божия, Его крестная Жертва – высшее свидетельство веры в человека, самоотверженной любви к каждому! Именно в этой безграничной любви и милосердии нашего Бога мы должны искать вдохновение, чтобы преодолевать самые тяжелые испытания, вставать после самых больших падений. Наш Бог – Бог любви, Он Себя предает за нас, поэтому не может желать нам зла, не может поставить в обстоятельства, которые будут сильнее нас. А значит, чтобы трагически не обмануться, поверив в себя, стоит поверить в Возлюбившего нас!..
Роман Савчук