
Некоторые больные приходят в клинику на своих ногах, кого-то привозит машина «Скорой помощи», кого-то мчит под рев сирены в мерцании бликов реанимобиль. Вся разница – в степени серьезности состояния пациента, в степени запущенности болезни.
И к священнику люди приходят с «диагнозами» очень различными, и помощь им требуется – иногда незначительная, а иногда весьма и весьма серьезная, вплоть до реанимации… Ведь звучат – и нередко звучат – такие слова: «Чувствую: душа моя умирает. Никаких духовных переживаний, больше того – никакого живого религиозного чувства в себе не обретаю. На сердце тяжесть, всё словно мраком каким-то окутано, всё опротивело, всё кажется бессмысленным, ненужным, даже жизнь сама. Как выбраться из этого тупика, как прийти в себя – не понимаю… Безысходность какая-то!» Смотришь на человека и убеждаешься: он, и правда, выхода никакого не видит, беспомощен, словно рыба, выброшенная на берег. И вода рядом, кажется, но если не умилосердится кто, не возьмет и не выпустит снова в родную стихию, то погибать только и остается. Стихия родная – область жизни духовной, вне которой, и правда, всё мрак и всё тоска для верующего человека. Как покидает он ее, как из нее выпадает? Так же, как опытный, искусный рыболов знает, какая наживка для какой рыбы потребна, знает и враг нашего спасения, какую наживку предложить нам, какой подобрать крючок, как усыпить бдительность, зацепить… Он изучает нас, нашу жизнь, наш внутренний мир куда внимательней и прилежней, нежели мы сами. Оттого и преуспевает в своих намерениях куда чаще. Он сначала побуждает нас на что-то отвлечься, чему-то отдаться с неумеренной ревностью и безрассудностью, постепенно истощая таким образом наши силы. Мы меньше времени уделяем духовному, устаем, выматываемся, еще в большей степени погружаемся во внешнее… И если не спохватываемся, то в какой-то момент – раньше или позже, – но приходим в то самое состояние, о котором речь, когда нужна уже не помощь, а именно реанимация.Это уловка врага – убедить нас в том, что «душа безнадежно мертва и уже ничто не поможет»Что об этом процессе реанимирования надо знать прежде всего? – Что, в отличие от жизни физической, не бывает такого положения, когда бы она была невозможна. Поэтому еще одна уловка врага – попытка убедить в том, что «душа безнадежно мертва и, что с ней ни делай, ничего не поможет», не должна вводить в заблуждение. Это – первое.

Если помышлять о смерти и Страшном суде часто, то сердце будет становиться всё живее и живееОно, воспоминание это, не вынудит, скорее всего, встрепенуться тотчас. Оно будет воспринято душой едва-едва. Но вот «секрет», который мало кто знает: если помышлять о скоройсмерти и о суде часто, если не оставлять этого помышления день за днем, то сердце будет откликаться на него всё живее и живее. И живее будет становиться, исцеляясь спасительным и богоугодным страхом. И тут надо не упустить момент: к размышлениям приложить посильные труды и дела, делания, о которых чуть выше речь. Они помогут душе воспрять. Помогут снова встать на ноги после долгого пребывания на одре… Это переживал каждый, кто шествовал подобным путем – сначала отходя от Бога и от себя самого, а зачем мучительно возвращаясь. И это опыт не только кающихся грешников, но и многих святых, который они – каждый по-своему – изложили в назидание нам. И, пожалуй, ничего более ценного, нежели он, опыт «духовной реанимации», для нас на самом деле и нет…