В Санкт-Петербургских духовных школах должность индивидуального наставника введена с осени 2013 года. Каждый аспирант СПбДА ведет группу первокурсников бакалавриата, помогая им освоиться в студенческой жизни. Наш материал — о личном опыте индивидуальных наставников СПбДА по итогам первого года работы.
Как и в других учебных заведениях, где работают индивидуальные наставники, в Санкт-Петербургской духовной академии первокурсники распределяются между наставниками по назначению администрации.
— Мне сообщили, что на меня возлагается обязанность по работе с первокурсниками бакалавриата, и передали группу студентов 1 курса бакалавриата. Особенностей выбора не было, — рассказывает аспирант СПбДА Алексей Артюхов.
— Специально не выбирал, — рассказывает о своей группе индивидуальный наставник аспирант Сергей Забавнов. — Студенты мне достались «по жребию». Воспринял как волю Божию.
В его распоряжении четверо первокурсников, у остальных «коллег» также четыре-пять первокурсников. Группы небольшие, что дает индивидуальным наставникам возможность работать не только с группой, но и проводить индивидуальные консультации для своих подопечных.
— Для меня основная цель занятий с группой — передать опыт начальной научной работы, иными словами, научить писать реферат, — рассказывает аспирант Алексей Артюхов. — Студенты учатся выбирать тему, подбирать литературу, работать с текстом, грамотно выстраивать структуру работы, оформлять ссылки и список использованной литературы. Во время групповых занятий, которые проходят в аудитории, я отвечаю на вопросы, которые могут быть интересны всем моим подопечным, и это экономит время, потому что не приходится каждому рассказывать одно и то же. Главная цель индивидуальных занятий — решить конкретные вопросы: указать ошибки, что-то подсказать, подбодрить, чтобы студент сдал работу в срок, успокоить, если он слишком сильно переживает. Индивидуальная встреча — не обязательно полноценное занятие: можно просто увидеться со студентом в коридоре во время перемены и быстро ответить на несложные вопросы. Самое главное здесь — попросить студента, чтобы он постарался как можно лучше сделать свою работу и к сроку.
Начиная любую работу, важно определить и понять ее цель.
— Главный результат моей тьюторской деятельности, которого нужно достичь, — научить студента писать рефераты и помочь ему в конце обучения на 1 курсе выбрать тему курсовой работы на 2 год обучения на бакалавриате, — говорит аспирант Алексей Артюхов. — Естественно, при написании реферата студенты должны научиться работать с литературой, что тоже является одним из результатов, которого нужно достичь. Моя задача — проконсультировать студента, как правильно написать, и поддержать морально.
— Основная цель занятий с группой — помочь студентам повысить успеваемость, цель индивидуальных занятий — помочь адаптироваться к учебному процессу, правильно организовать время и повысить уровень успеваемости, если надо, поддержать в тяжёлый период, — говорит аспирант Сергей Забавнов. — В течение времени обучения в духовных школах каждый студент должен понять, что все получаемые знания окажут пользу в дальнейшем служении. Главное для наставника — помочь синтезировать учебный процесс и духовную жизнь. Дать понять, что священник – прежде всего, молитвенник, а потом уже учёный богослов или специалист той или иной области. Возможно, такие запросы покажутся высокими, и данная цель не должна ставиться индивидуальным наставником, эта область духовника, однако без молитвы работа не получается. Иногда приходится выступать в качестве старшего брата и увещевать, а иногда быть чутким психологом – чувствовать ситуацию и человека, его способности. Кто-то себя находит в истории, в богословии или интересуется богослужебным уставом. Уже на первом курсе, как мне кажется, формируется будущая сфера научных интересов и наставнику важно это почувствовать и помочь развить таланты студента: правильно подобрать тему научной работы.
Чтобы эти цели были достигнуты, сами индивидуальные наставники должны обладать определенным набором знаний и личных качеств.
— Что касается знаний и навыков, которыми должен обладать тьютор, то я отмечу следующие: богословская компетентность, умение писать научные работы, общаться со студентами, помогать им в преодолении психологических трудностей, — говорит аспирант Алексей Артюхов.
— Все необходимые знания нами были получены во время обучения в семинарии и академии, теперь их нужно реализовать, а для этого нужно стяжать такие качества, как терпение, понимание, внимательность и любовь по отношению к опекаемому и к своему делу,- уверен Сергей Забавнов.
Несмотря на плотное расписание студентов, время для занятий с индивидуальным наставником находится, например, во время часов самоподготовки. Одни предпочитают составлять регулярное расписание занятий, другие договариваются о будущей встрече за один-два дня.
— Семинаристы сами находят время для того, чтобы со мной позаниматься, проблемы договориться о встрече у нас нет, — рассказывает аспирант Алексей Артюхов.
— Большим подспорьем является общение и обмен материалом по электронной почте и в социальных сетях, но данным видом связи мы пользуемся разве что при редактировании текста или при решении некоторых вопросов на расстоянии. Моя группа – за живое общение с наставником, и я всячески стараюсь это поддерживать, — говорит Сергей Забавнов.
Некоторые тьюторы не только помогают своим подопечным писать работы, но и проверяют их перед сдачей, чтобы преподаватели получили реферат с минимальным количеством ошибок и недочетов.
Во время работы наставникам приходится решать самые разные проблемы — от выбора литературы до, например, поиска мастера, который может починить студенту ноутбук. Бывают сложности и в самой работе:
— На первой встрече с ребятами, моими подопечными, я не знал о чем с ними говорить, — рассказывает индивидуальный наставник чтец Константин Джусоев. — Однако время шло, и казавшееся некогда обременительным послушание подарило мне новых друзей. Помню, во время написания очередного реферата один из моих подопечных за несколько дней до сдачи письменной работы поставил меня перед фактом, что он не успевает в срок сдать требуемое. В этой ситуации я решил, что мы раньше времени сдаваться не будем. В итоге студент вовремя подал работу и получил положительный балл. После этого я испытал такую радость, будто сам получил эту оценку!
Чтобы вовремя исправить ошибки в работе, индивидуальные наставники постоянно проводят ревизию своей работы.
— На наш взгляд, системный контроль и отслеживание развития подопечного необходимо любому тьютору. Мы постоянно обмениваемся опытом работы, обычно в форме свободной беседы — рассказывает индивидуальный наставник аспирант Максим Суворов.
— Наше общение по поводу подопечных всегда начинается спонтанно, — дополняет Алексей Артюхов. — Мы встречаемся в комнатах, в трапезной и как-то сам собой начинается разговор о подопечных, во время которого лично я узнаю то, что делают намного лучше меня другие тьюторы. Это меня подвигает к тому, чтобы тоже изменить что-то в своей деятельности для улучшения учебы моих подопечных. Самое главное в общении между тьюторами – это сочувствие друг другу: у кого получается работа, тому мы сорадуемся, у кого происходят неудачи, того поддерживаем.
В заключение мы попросили индивидуальных наставников рассказать, что, на их взгляд, самое сложное в исполнении их послушания. По мнению аспиранта Максима Суворова, самое сложное — чтобы занятия способствовали развитию творческих способностей студентов.
— На мой взгляд, самое сложное в работе тьютора – это уделить всем своим подопечным должное внимание, найти на это время. Так как у меня большая загруженность на других послушаниях, я не всегда могу найти время, чтобы позаниматься со студентами. Но приходится думать, как выйти из сложившейся ситуации, — рассказывает аспирант Алексей Артюхов.
— Работа с опекаемыми не составляет для меня больших сложностей, — делится Сергей Забавнов. — В качестве тьютора я первый год, однако, до этого так получалось, что все мои послушания в семинарии или магистратуре были связаны с людьми. Основная сложность – заставить человека что-то сделать, изменить себя, но и это, пожалуй, работа самого наставника над самим собой. Быть примером, не подавать повода к соблазну — главная задача наставника, иначе любая работа будет бесполезна. На эту тему писал святитель Григорий Богослов: «Нужно прежде себя умудрить, а затем других учить мудрости».
— Иногда нужно просто дать человеку поверить, что он может сделать многое, даже то, что сейчас кажется невозможным. Надо только помолиться и приложить усилия, — говорит чтец Константин Джусоев. — В целом главное для тьютора — постараться просто быть человеком.
Подготовила Ольга Богданова