Любого современного православного неофита, в том числе и автора данной статьи, волнует вопрос: а где находился земной рай? Слишком неясные с точки зрения современной географии ориентиры. Это обстоятельство привело ряд богословов к мысли о том, что рай находился не на земле, а только на небе. Такой точки зрения придерживается, например, святитель Игнатий Брянчанинов: «…Протоки реки райской, нося название известных земных рек, имеют одно общее начало, прежде составляют одну реку, потом разделяются на четыре протока; этих условий не выполняют тождеименные им земные реки, отстоя одна от другой истоками своими весьма далеко»[1].
При такой трактовке повествования книги Бытия логически напрашивается вопрос: а с какой целью в описании рая пророк Моисей упоминает объекты земной географии?
Св. Иоанн Дамаскин на основе анализа святоотеческого учения отвечает на него следующим образом: «Некоторые, конечно, представляют себе рай чувственным, другие же – духовным. Однако мне, по крайней мере, кажется, что, подобно тому, как человек сотворен был состоящим из чувственной вместе и из духовной природ, так и священнейший его храм был чувственным вместе и духовным и имевшим двоякий вид; ибо телом пребывая, как мы рассказали, в месте божественном и прекрасном, душою же он жил в высшем и более прекрасном месте, жившего в нем Бога имея своим жилищем и Его также имея своим славным покровом…»[2]. Иеромонах Серафим Роуз следующим образом трактует данное положение: «Наши современные представления стали слишком дуалистическими: мы слишком легко делим вещи на «дух» или «материю», в то время как действительность рая причастна обоим»[3].
Лопухин А.П. считает попытку определить точное географическое расположение рая безнадежной, так как «земная поверхность с того времени претерпела столько переворотов (особенно во время Потопа), что не только могло измениться направление рек, но могла порваться и сама связь их между собою, или даже прекратиться самое существование некоторых из них. Вследствие этого науке также прегражден доступ к точному определению местонахождения рая, как он прегражден был согрешившему Адаму – ко вкушению от древа жизни в нем»[4]. Такого же мнения придерживается иеромонах Серафим (Роуз): «Рассуждать о том, как одна река рая разделялась на четыре реки, которые, какими мы их знаем сегодня, имеют четыре раздельных источника, было бы бесплодно. Нынешний мир так отличен от мира до грехопадения, и даже от допотопного, что не следует намечать такие географические вопросы»[5].
Однако суждение отца Серафима базируется на исследованиях представителей научного креационизма[6], которые считают Потоп в буквальном смысле всемирной катастрофой, принципиально изменившей геологию Земли. А если Потоп был всего лишь локальным наводнением, погубившим ойкумену – «заселенную землю»? Ведь целью Потопа было истребление «с лица земли человеков» (Быт 6: 7), а для этого не обязательна глобальная катастрофа.
Данную версию подтверждает английский археолог Леонард Вулли: «Все города Месопотамии, в том числе и Ур, сохранили следы наводнений, происходивших в разное время. Зачастую такие наводнения местного характера возникали в результате дождей. Однако мы ни разу не встречали даже отдаленно похожего на то, что обнаружили на дне нашего большого котлована. Здесь перед нами предстали последствия такого наводнения, какого Месопотамия не знала за всю свою многовековую историю, в этом не приходится сомневаться… Вода должна была подниматься, по крайней мере, метров на семь с половиной. Во время такого наводнения на плоской низменности Месопотамии под водой оказалось бы огромное пространство – километров пятьсот в длину и сто пятьдесят в ширину. Вся плодородная долина между горами Элама и плато Сирийской пустыни была бы затоплена, все деревни разрушены….Разумеется, это был не Всемирный потоп, а всего лишь наводнение в долине Тигра и Евфрата, затопившее населенные районы между горами и пустыней. Но для тех, кто здесь жил, долина была целым миром»[7].
Если принять во внимание точку зрения Л. Вулли – значительного изменения географии земной поверхности в результате Потопа не наступило и приблизительно определить географическое местоположение земного рая можно. Тигр и Евфрат – те ориентиры, которые могут нас вывести на область расположения Едема.
По Библии Хиддекель (Тигр) и Евфрат вытекают из единого источника – «реки для орошения рая» (Быт. 2,10). Но фактически они сливаются в одно русло – современную реку Шатт-эль-Араб. При этом если обратиться к шумеро-аккадской мифологии, указывающей на Дильмун (Тильмун) как на прародину человечества – шумерский рай (по современным научным представлениям – остров Бахрейн в Персидском заливе)[8], можно предположить, что вышеуказанные реки изменили направление течения в связи с геологической катастрофой, например, той, которая и вызвала Потоп. По этой же причине земля Едем была затоплена морем, а остров Дильмун (Бахрейн) представляет земные остатки рая – места, находившегося в Едеме на некотором возвышении.
Кроме того, Моисей, который пользовался современной ему географией[9], при указании на местоположение Едема ориентировал современников на восток. А поскольку Тора дана Моисею в Откровении на горе Синайской (Синайский полуостров), то допустимо искать Едем в районе Персидского залива, что и подтверждает шумерская легенда о Дильмуне.
Шумеролог Самуэль Крамер считает названия рек Тигр и Евфрат (Идиглат и Буранун – как они читаются в клинописи) не шумерскими словами, а словами культуры протоевфратов или обейдов (убейдов), народа, оставившего культурные следы, впервые найденные в холме Эль-Обейд[10] (по Вулли – допотопная цивилизация[11]). Следовательно, упоминаемые в Библии реки Тигр и Евфрат существовали до Потопа, и Моисей при указании географического расположения рая упоминает именно эти реки.
Л. Вулли наводит нас на мысль о местоположении и других двух райских рек: «В Персидский залив впадают не только Тигр и Евфрат. Близ современного города Мохаммеры находится устье реки Карун, которая одна несет с Персидских гор почти столько же ила, сколько Тигр и Евфрат вместе взятые. Напротив устья Каруна расположен Вади эль-Батин. Сейчас это сухая долина, но в древности по ней тоже текла полноводная река, орошавшая Центральную Аравию»[12]. Карун можно идентифицировать с библейским Гихоном (Геоном), обтекающим всю землю Куш (Быт. 2:13). Если Южную Месопотамию (Шумер) считать первоначальным местом обитания потомков Хамакушитов (сынов Хуша), то Карун (Гихон) как раз обтекает эту землю с востока.
Иосиф Флавий переводит название реки Геон как «текущий к нам с востока»[13], что и соответствует направлению течения этой реки после Потопа. Возможно, такое название и носила река Карун (персидское название) в тот исторический период, когда на данной территории проживал семитский народ – эламиты.
Древний Фисон по очертанию пересохшего русла мог вытекать из «реки для орошения рая» (Быт. 2:10). В клинописных источниках слово «писану» означает «русло, ложе, канал». Созвучное этому слову древне-ассирийское библейское название «Фисон» в буквальном переводе означает «полноводный»[14]. По-видимому, семитское собственное имя «Фисон» («Пишон»[15]) произошло от шумерского нарицательного «писану» (канал, ложе), которым именовался в древности Вади эль-Батин. Возможно, во времена Моисея (по греческому летоисчислению рождение пророка относится к 1610 году до Р.Х.[16]) Вади эль-Батин – Фисон еще не представлял пересохшее русло, а хотя бы периодически наполнялся водой. А вероятнее всего, в своем пророчестве о прошлом Моисей видел ту полноводную реку, вытекающую из райского источника, а для того чтобы сориентировать современников, указывает на известное им географическое название. Кроме того, географическим ориентиром расположения реки Фисон по Библии является также земля «Хавила», названная по имени внука Хама и сына Хуша Хавилы (Быт. 10:7).
Лопухин А.П.[17] хамитскую Хавилу располагает в северо-восточном углу Египта. Возможно, народ Хавила изначально проживал на севере Аравийского полуострова, вблизи Персидского залива, а затем был вытеснен семитскими племенами в Африку. Уместно также предположить, что во времена Моисея данное племя в указанном районе уже не проживало, но название земли носило по традиции еще имя Хавила. Данную точку зрения подтверждают авторы Библейской энциклопедии Брокгауза, которые под Хавилой понимают в числе прочего «область, которая упоминается в выражении «от Хавилы до Сура»; она была населена измаильтянами (Быт. 25:18) и амаликитянами (1 Цар. 15:7) и поэтому, вероятно, находилась где-то между Синаем и северо-западной Аравией»[18]. Возможно также, что название современной арабской провинции и города Хаиль, расположенных в данном географическом регионе есть отголосок имени древнего хамитского народа. Таким образом, хамитская Хавила находилась на севере Аравийского полуострова между реками Фисон (Вади эль-Батин) и Евфратом.
Золото, бдолах (благовонная смола) и драгоценный камень оникс вполне можно отнести к Аравийскому полуострову, богатому природными ископаемыми (Быт. 2:12).
Дэвид Рол считает, что «древним топонимом современного Красного моря был Аравийский залив… Древнее же Красное море было море, которое в наши дни носит название Персидского, или Аравийского, залива и прилегающего к нему Индийского океана. Это название ему дали эритрейцы (жители Эритреи), которые, согласно легенде, были погребены в огромном кургане на острове Тилос. Эритрея – слово греческое, и означает оно «красный»»[19]. Возможно это указание на землю, из которой был создан Адам (Адам означает – «красная земля»)[20].
Название «Бахрейн» по толкованию Дэвида Рола означает «две воды», или «два моря». Исследователь видит причину этого в том, что у северного побережья острова в соленых водах Персидского залива на дне можно набрать свежей питьевой воды из естественных артезианских скважин, через которые пресная вода из огромных подземных озер выбивается на поверхность[21]. Дэвид Рол сообщает также, что «центральным элементом древнего святилища на Бахрейне был колодец «абзу», к которому с центральной платформы вела длинная каменная лестница. В колодце находился источник пресной воды, бивший из-под земли и созданный, как верили древние, самим Энки»[22].
Не из этого ли источника «выходила река для орошения рая» (Быт. 2: 10)? В славянской Библии, следующей тексту LXX в стихе «но пар поднимался с земли и орошал все лице земли» (Быт. 2:6) вместо слова «пар» стоит «источник»[23].
Загадкой в истории Шумера является провал в археологических данных по региону Дильмуна (то есть Бахрейнского архипелага и прилегающего побережья Аравийского полуострова). В Убаидский период (до Потопа) в указанном регионе вдоль западного побережья Персидского залива бурлила жизнь, о чем убедительно свидетельствуют раскопки. Артефактов, относимых к более поздним периодам, когда культура Шумера в южной Месопотамии достигла своей вершины, найдено мало[24]. Самый низкий уровень культурных отложений в Шумере может быть в настоящее время скрыт под водой, не доступный археологам[25].
Данный факт может быть интерпретирован в свете повествования книги Бытия: «И изгнал Адама, и поставил на востоке (курсив автора) у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни» (Быт. 3: 34). Первая цивилизация получила свое начало к западу о Едемского сада, следы которой находят сегодня археологи на западном побережье Персидского залива.
Однако если местоположение рая приблизительно прояснить удалось, то все же остается загадкой название страны – Едем (Эдем), в которой он был насажден Господом Богом (Быт. 2:8). Исторических сведений о такой стране не существует. Нет оснований также считать, что Моисей упоминает допотопное название какого-либо региона, неизвестного его современникам. Название «Едем» означает у древних евреев «приятность», «сладость»[26]. По свидетельству Библейской энциклопедии Брокгауза, «… многие современные исследователи не склонны считать Едем именем собственным, рассматривая его как имя нарицательное, заимствованное непосредственно из шумерского языка (эдин – «равнина», «степь») или через посредство аккадского (эдину); что означало бы, что речь идет о некой равнинной местности»[27].
В данном случае уместно предположить, что шумерское нарицательное слово «эдин» явилось производным для древнееврейского собственного имени Эден[28] (аналогично с трансформацией «писану» – «Пишон»). По-видимому, древним евреям в отличие от шумеров свойственно было давать собственные имена географическим объектам. А если учесть, что у них, длительное время странствующих по пустыне, испытывающих жажду и голод, предание о плодородных землях в равнинах Месопотамии (родине Авраама) ассоциировалось с блаженной, сытой и безмятежной жизнью, то вполне вероятна трансформация нарицательного слова «эдин» (равнина) в собственное имя Эден (удовольствие, приятность, сладость). О возможности превращения нарицательного «эдин» в собственное имя свидетельствуют наименования городов и селений в семитской традиции: Еден, Еденов дом, Егден[29], Бет-Еден[30] и др.
Один из специалистов в области библеистики, ознакомившись с данной статьей, рекомендовал автору рассматривать географическое расположение рая в свете теории дрейфа материков. Автор статьи рассмотрел данную теорию и счел ее не вполне подходящей для настоящего исследования.
Во-первых, наряду с «мобилизмом» в тектонике имеет место также альтернативная точка зрения – «фиксизм». Во-вторых, если ориентироваться на современные научные варианты теории мобилизма (тектоника литосферных плит, глобальная тектоника), то возникает проблема соотнесения временного периода тектонической динамики, который, по данным различных авторов, измеряется в сотнях миллионов лет, с официальным церковным летоисчислением. Поэтому если и можно рассматривать теорию дрейфа материков, то это уж лучше в период до Адама. Но предоставим данную проблему для рассмотрения специалистам в области богословской теории «дня-эпохи» и вернемся к предмету настоящего исследования.
Таким образом, вышеприведенный анализ литературы позволяет предположить, что название Едем (Эдем, Эден) может ассоциироваться в древнееврейской традиции с речными равнинами Месопотамии. Южная часть Едема в современной географии затоплена водами Персидского залива. Земной рай находился на территории южной части Едема – современного архипелага Бахрейн в Персидском заливе. Доказательству выдвинутой гипотезы будут посвящены дальнейшие научные изыскания автора.
Миронов Игорь Леонидович
Богослов.ru[1] Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о человеке. – СПб.: Приход святителя Игнатия Брянчанинова, 2011. – с. 62.
[2] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. – М.: Братство святителя Алексия. – Ростов на-Дону: Изд-во «Приазовский край». – 1992. – с. 76.
[3] Иеромонах Серафим (Роуз). Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди. М.: Валаамское Общество Америки, 2004. – с. 172.
[4] Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. – Монреаль: Издание братства преп. Иова Почаевского, 1986. – с. 12.
[5] Иеромонах Серафим (Роуз). Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди. М.: Валаамское Общество Америки, 2004. – с. 172.
[6] Генри Моррис. Библейские основания современной науки. – СПб.: «Библия для всех», 1995. – с. 307-308.
[7] Леонард Вулли. Ур халдеев. – М.: Издательство восточной литературы, 1961. – с. 9.
[8] Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. – М.: Советская энциклопедия, 1992. – Т. 2.- с. 512.
[9] Толковая Библия или комментарий на все книги св. Писания Ветхого и Нового Завета. 1. Бытие – Притчи Соломона. – Петербург, 1904 – 1907. – с. 19.
[10] Крамер Самюэль. Шумеры. Первая цивилизация на земле. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2012. – с. 54-55.
[11] Леонард Вулли. Ур халдеев. – М.: Издательство восточной литературы, 1961. – с. 10.
[12] Там же, с. 6.
[13] Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2-х томах. Том 1. – Мн.: «Беларусь», 1994. – с. 16.
[14] Толковая Библия или комментарий на все книги св. Писания Ветхого и Нового Завета. 1. Бытие – Притчи Соломона. – Петербург, 1904 – 1907. – с. 19.
[15] Тора / перевод с иврита Давида Сафронова. – М.: Книжник, 2016. – с. 27.
[16] Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. – Монреаль: Издание братства преп. Иова Почаевского, 1986. – с. 385.
[17] Толковая Библия или комментарий на все книги св. Писания Ветхого и Нового Завета. 1. Бытие – Притчи Соломона. – Петербург, 1904 – 1907. – с. 19.
[18] Фритц Ринекер, Герхард Майер. Библейская энциклопедия Брокгауза. – Вупперталь, Изд-во: Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn, 1999. – с. 1016.
[19] Рол Д. Генезис цивилизации. Откуда мы произошли… – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – с. 283-284.
[20] Библейская энциклопедия. Репринтное издание. – М.: Издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1990. – с. 23.
[21] Там же, с. 256-258.
[22] Там же, с. 259.
[23] Толковая Библия или комментарий на все книги св. Писания Ветхого и Нового Завета. 1. Бытие – Притчи Соломона. – Петербург, 1904 – 1907. – с. 16.
[24] Рол Д. Генезис цивилизации. Откуда мы произошли… – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – с. 280-281.
[25] Крамер Самюэль. Шумеры. Первая цивилизация на земле. – М.: ЗАО Центрополиграф, 2012. – с. 55-54.
[26] Библейская энциклопедия. Репринтное издание. – М.: Издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1990. – с.213.
[27] Фритц Ринекер, Герхард Майер. Библейская энциклопедия Брокгауза. – Вупперталь, Изд-во: Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn, 1999. – с. 288.
[28] Тора / перевод с иврита Давида Сафронова. – М.: Книжник, 2016. – с. 27.
[29] Библейская энциклопедия. Репринтное издание. – М.: Издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1990. – с. 214.
[30] Фритц Ринекер, Герхард Майер. Библейская энциклопедия Брокгауза. – Вупперталь, Изд-во: Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn, 1999. – с. 289.