Павлос Муктарудис. Неделя о слепом. Сущность чуда

Неделя о слепом. Сущность чуда

Сущность чуда

Евангельский слепой был лишен как телесного зрения, так и духовного, потому что не знал Христа и был обделен светом Его благодати. Тем не менее, он являлся смиренным человеком. Причиной его смирения была скорбь об отсутствии зрения. Если высокомерие омрачает душу, то смирение просвещает ее и помогает “видеть”. Слепой не имел зависти и гордости фарисеев. Душа его была чистой, а намерения – благими. У него были все причины для того, чтобы увидеть светоносную благодать Божью.

Неделя о слепом. Сущность чудаХристос приходит к нему, хотя сам слепой не искал встречи с Господом. Бог являет Собой начало всякого блага. Он приходит, чтобы встретить слепого. Господь знает, что таит в себе этот человек, Бог “испытует сердца и утробы” (Пс. 7:10). Он, зная, что слепой имеет все причины для восприятия чуда, дает ему возможность показать свою добродетель. Бог, являясь началом чуда, желает и требует участие и самого слепого, чтобы достичь необходимого результата. “Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: “посланный”. Он пошел и умылся, и пришел зрячим” (Ин.9:6-7). Это, казалось бы, простое действие является, тем не менее, чудесным, тая в себе Божественную силу. Это напоминает повествование книги Бытия, когда Бог “из праха земного” сотворил человека, показывая нам, что Он был Творцом и тогда, и сейчас. Тогда Он создал человека, сейчас – пришел освободить его и обожить. С помощью глины Он восполняет то, чего не доставало в глазах слепого, дотронувшись до них Своими чудотворящими руками.

То, что было совершено со слепым, является истинным Божественным чудом, превосходящим все законы человеческой логики. По человеческим меркам глина, попавшая в глаза, может стать причиной потери зрения и для здорового человека. Она никак не может стать лекарством, исцеляющим от слепоты. Но в Божьих руках глина становится материалом для совершения чудесного возвращения зрения. И чудо это не поддается истолкованию.

На вопрос, как это случилось, ответ: “невыразимо”. Этому чуду, равно как и многим другим, мы с верой поклоняемся. Прикосновение рук Христа, его плевок и все, что исходит от Его Божественного Тела, где обитает Бог Слово, являются источниками чудес. Но для них необходима вера, превосходящая человеческий разум и предающая Христу того, кто ею обладает. Так поступает и слепой. Будучи смиренным, он отрекается от человеческой логики в пользу Божественной. Он делает все, что велит ему Христос, ведь его чистая и невинная душа верит в превосходство Божественного разума над человеческим. Все, что говорит и делает Христос, кажется человеческой логике парадоксальным и немыслимым, а, на самом деле, является истинным и мудрым. Хотя телесные глаза слепого закрыты, глаза его души открыты Христу.

Апостол Петр пишет христианам о Христе: «Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною»  (1 Петр. 1:8) Речь идет о тех, чья жизнь была безупречной. Таким, по всей видимости, был и слепой. Когда действует Бог, верующий принимает Его действия, не спрашивая, как и каким образом это происходит, но подчиняется и слушается. Эта вера притягивает к себе благодать, открывая не только телесные очи, но и душевные.

Поэтому слепой с готовностью соглашается на использование глины как лекарства от слепоты, на деле показывая свою веру и послушание Христу. Он идет в купальню Силоам, погружается в нее и прозревает. Он понимает, что глина и воды Силоама не принесли бы исцеления, если бы к ним прибег кто-то другой. Здесь происходит нечто принципиально иное. Под видимыми вещами, глиной и водой, действует иная сила, некая исцеляющая благодать, а именно – плевок Христа и прикосновение Его пальцев к больным глазам слепого. Тело Христа источает истинный Свет Сына и Слова Божия, воскрешающий мертвых. Так начинается внутренняя связь и общение со Христом.

Вера и чистая жизнь

Очищая свой разум, человек отражает святой свет благодати, познает себя, свое предназначение и, насколько это возможно, Бога. Он становится жилищем Божьим, приобретает знание Бога, которое заключается в опыте, переживании, а не интеллектуальном знании. Это опыт Церкви и святых. Достаточно, чтобы человек смиренно признал себя слепым, “ослепленным духовными очами”, как поет сегодня наша Церковь, и от всего сердца попросил Христа об исцелении через церковные таинства. Молитва “просвети мою тьму” характерна для жизни святых, которые через очищение обретают зрение и благодаря благодати и силе Святого Духа умозрительно видят видения и таинства.

Так случилось и с бывшим слепым. Христос даровал ему свет как телесных очей, так и очей души. Его вера, чистота сердца, отношение к высокомерным и гордым фарисеям показывают, что внутренне он был предан Христу. А это, в свою очередь, свидетельствует о духовном прозрении, являющемся куда более важным, чем телесное. Очи разума просвещаются, и человек встает на путь жизни по образу Христа, постоянно совершенствуясь и уподобляясь Богу. Бывший слепой повсеместно рассказывает о чуде, совершенным Иисусом, вновь и вновь повторяя: “Слеп был, а теперь вижу”.

Его чистая и крепкая вера, равно как и стремление его сердца, помогают ему увидеть во Христе не просто человека, но Богочеловека. “Бога Тя исповедавше таящагося”. Таящегося и невидимого лишь неверующими.

Просвещение души слепого – это посещение его благодатью Святого Духа, призывающего жить по примеру Христа. Это прямой путь к постоянной связи и общению с Богом.

Павлос Муктарудис

Пемптусия


Опубликовано 01.06.2019 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter