Опиум прогресса

Опиум

Один широко популярный в узких кругах политик опять призвал свергнуть существующий в нашей стране режим. Чтобы наконец привести ее в Европу. Шансы как-либо воплотить его мечты в реальность пока, слава Богу, крайне невелики, и мы можем спокойно, теоретически, поговорить о том, откуда берется революционное сознание.

Один из мифов, тяготеющих над человечеством — и особенно над Восточной Европой — это миф линейного прогресса
Один из мифов, тяготеющих над человечеством — и особенно над Восточной Европой — это миф линейного прогресса. Согласно этому мифу, человечество непрестанно улучшается, нравы смягчаются, цивилизация теснит варварство. Некоторые страны (СССР и страны социализма в коммунистическом изводе мифа, западные страны — в до- и посткоммунистическом) продвинулись по пути прогресса дальше, их отличает более высокий уровень права, культуры, технологии, достатка, а главное — на их стороне историческая правота, на них почивает благословение Духа Исторического Прогресса, в любом конфликте с отсталыми странами Правда на их стороне. В рамках этого мифа научный и технологический прогресс идет вместе с прогрессом этическим: как в советской фантастике могущественные инопланетяне должны быть мудрыми и гуманными, потому что наверняка давно построили у себя коммунизм. Люди из более продвинутой цивилизации — это «прогрессоры», благородная цель которых помочь своим отсталым братьям по разуму подняться к тем же вершинам, которых они сами уже достигли. В рамках этой мифологемы гражданам менее продвинутых стран, верующим в Дух Исторического Прогресса, следует однозначно поддерживать тех, на ком оный дух почивает, против тех, кто ему противится — в том числе, против властей своих стран, и сотрудничать с прогрессорами, поскольку это на самом деле в лучших интересах и их народа, и человечества в целом. Революция, со всеми ее жертвами, может и должна быть оправдана тем, что она служит все тому же Духу Исторического Прогресса. Эта картина дает столь необходимое человеку чувство ориентации в истории, понимание того, где правильная сторона, которой надо держаться. Беда в том, что она раз за разом оборачивается провалом и катастрофой. Если бы мы сообщили образованному человеку 1911 года прогноз событий на ближайшие 50 лет, он счел бы нас мрачным мизантропом и уж точно не считал бы такое развитие событий прогрессом. Что же тут не так?
Растут познания, меняются технологии — но крайне испорченное человеческое сердце остается тем же
Люди упускают из вида такой фактор, как первородный грех. Растут познания, меняются технологии — но лукавое и крайне испорченное человеческое сердце остается таким же, как и во времена пророка Иеремии и Господа Иисуса. Люди склонны подавлять и эксплуатировать друг друга, но холодный, расчетливый эгоизм еще не самое печальное — нередко люди приходят в явное безумие, действуя во вред и себе, и ближним. Конечно, и на этом унылом фоне бывают (как и тогда бывали) проявления братского сотрудничества, искренней заботы об обездоленных, желания добра, ведь мы живем в падшем мире, но не в аду. Но этот мир глубоко поражен грехом и останется таким до возвращения нашего Господа. Осознание реальности греха в себе и других не означает уныния или мизантропии — оно означает трезвое понимание того, что можно и чего нельзя ожидать в нашем мире. Нельзя ожидать, что могущественные державы будут руководствоваться желанием облагодетельствовать чужих им людей. Нельзя ожидать, что смута иреволюция вынесет наверх людей лучших, чем были наверху до этого. Нельзя ожидать, что «там, за дымом да за пожарами — жизнь светлая-светлая». Там в лучшем случае долгий и тяжелый период восстановления — это в самом лучшем случае. Организованные группы людей — корпорации или державы — преследуют свои интересы, а не интересы людей, которые в них не входят. В XIX веке Британия была несомненно более научно и технологически продвинутым и внутри себя благоустроенным и гуманным обществом, чем Китай. Однако из этого тезиса никак не следует, что всякий сознательныйкитаец должен был употреблять опиум, чтобы приобщиться к более развитой цивилизации, или что, употребляя его, он как-то помогал бы своей стране продвинуться по пути прогресса. Все, что он делал, — это помогал наживаться английским купцам, разрушая свое здоровье. Люди, верящие в Дух Прогресса, говорят, что теперь-то точно все изменилось, теперь-то более продвинутые державы только и думают о том, как бы облагодетельствовать своих соседей по планете — но, увы, множество примеров показывают, что это не так. Частные лица и отдельные негосударственные организации еще могут руководствоваться принципами. Государства — как и корпорации — руководствуются интересами. Причем своими, а не вашими.
Опиумная война объяснялась тем, что благодетельные британцы желают приобщить китайцев благам свободной торговли
Да, мы слышим риторику, что теперь-то, в XXI веке, все по-другому, но… эта риторика была той же и в XIX веке. Даже опиумная война объяснялась тем, что благодетельные британцы желают приобщить китайцев благам свободной торговли. Если кто-то призывает вас устроить революцию, то он не посланец Духа Исторического Прогресса. Он просто властолюбец. Если его в этом поддерживают какие-то страны, они просто преследуют свои (а не ваши) интересы. Все остальное — пропаганда, рассчитанная на глупцов. Как уже очень давно заметил Никколо Макиавелли, «люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже».

Сергей Худиев

Православие.ru


Опубликовано 25.10.2014 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter