Премьера предрождественской музыкальной мистерии «Пещное действо» состоялась 16 декабря в Александринском театре. Музыку написал петербургский композитор Илья Кузнецов, он же дирижировал оркестром. Автор либретто — известный российский сценарист и драматург Ольга Погодина-Кузьмина. В спектакле приняли участие хор духовенства, женский хори симфонический оркестр Санкт-Петербургской митрополии, детский хор Санкт-Петербургской епархии (хормейстеры — Юрий Герасимов, Виктория Воуба и Валентина Королева), артисты театра «Малый Трианон» под управлением Ярославы Бубновой. Текст читала заслуженная артистка РФ, депутат Заксобрания Анастасия Мельникова. Для видеоряда спектакля были использованы картины 16-летней Тамары, дочери Юрия Герасимова.
Вечер проводился при поддержке комитета по культуре Санкт-Петербурга и с участием благотворительного фонда «Свет». Все вырученные средства были направлены на лечение девочки Маши, страдающей онкологическим заболеванием. На каждом зрительском месте лежал конверт, все желающие могли положить туда деньги и опустить конверты в специальные ящики.
«Мы здесь, чтобы совершить добро, — сказал, обращаясь к зрителями перед спектаклем, председатель епархиального совета по культуреиерей Илия Макаров. — Как приятно, что в этом нам помогают многие и многие люди: и те, кто пишет музыку, и те, кто сочиняет стихи, и те, кто служат в храмах, и те, кто только учится, и те, кто помогает детям сохранить жизнь, и все, кто смотрит на нас из этого зала. Сегодняшняя история, мы уверены, вас потрясет. Ничего не бойтесь: в конце нас ждет Бог — Тот, Кто помогает нам быть добрыми, Кто дарует нам жизнь и Тот, Кто способен совершить чудо. Мы приглашаем вас в увлекательное библейское историческое путешествие».
По сюжету, историю о чудесном спасении из раскаленной печи трех отроков, ввергнутых туда по приказанию царя Навуходоносора за то, что они отказались поклониться золотому идолу, рассказывает трем мальчикам — узникам фашистского лагеря (Михаил Николаев, Максим Галумов и Николай Кадура) Мария, девушка постарше (Анна Тананыкина). Мы видим жестокого царя Навуходоносора (диакон Андрей Реймерс) и его приспешников. Действие периодически возвращается в сам лагерь, где над детьми издевается жестокая надзирательница (Антонина Реймерс). Завершается спектакль и чудесным спасением библейских отроков, и спасением части узников лагеря, обреченных на верную смерть.
«Это была сложная задача — соединить древние тексты с современностью, — сказала Ольга Погодина-Кузмина. — То, что библейский сюжет сопрягается с событиями относительно недавней истории, оживляет наши чувства, заставляет зрителей отнестись и к событиям тысячелетней давности не как к какой-то легенде, абстракции, а как к тому, что происходит здесь и сейчас. Думаю, что это произведение может быть исполнено еще не раз. Работа шла долго, с весны. Сначала мы долго не могли определиться с жанром, а потом решили, что это будет не опера, а мистерия. Часть текстов — канонические ирмосы, но к ним написана новая музыка. Тексты, относящиеся к событиям в лагере, сочинила я на основе подлинных воспоминаний лагеря Клоога в Эстонии. Лагерь был внезапно освобожден нашими войсками, 92 человека выжили, их свидетельства были записаны и зачитывались на Нюрнбергском процессе». Богослужебный чин древнерусской церкви «Пещное действо» основан на первых трех главах Книги пророка Даниила (Дан. 1:3-8; 2:49; 3:22-26, 46-51). На Руси действо проходило раз в году перед Рождеством Христовым на Всенощном бдении во время седьмой и восьмой песен канона. Чин включал элементы театрализации. Певческая часть «Действа» вобрала в себя знаменный и большой знаменный распевы, а также демественное многоголосие.
ИА «Вода живая»