
Опубликовано Sergey Hudiev 31 октября 2017 г.
Разве догматы не сковывают мышление?
Нет. Проблема в том, что в обычной разговорной речи мы используем слово «догматичный» в значении «интеллектуально закрытый», «боящийся принимать во внимание факты, которые могли бы поколебать сложившиеся убеждения». В этом отношении «догматичными» могут быть (и часто бывают) и атеисты. Но христианские догматы — о другом. Это определенные истины о Боге, которые Он открыл о Себе Своей Церкви, и они не больше сковывают мышление, чем любые другие твердо установленные истины. Например, твердо установлено, что такая болезнь, как иммунодефицит человека вызывается определенными вирусами. Человек, который станет решительно отрицать это и уверять, что ВИЧ – это, на самом деле, фальшивка, придуманная фармацевтическими компаниями, будет анафеманствован (то есть объявлен чужаком) медицинским сообществом. Твердо установлено, что древний Рим существовал на самом деле. Поклонники академика Фоменко, который полагает все свидетельства существования этой цивилизации фальшивкой, будут с позором изгнаны из среды профессиональных историков — по крайней мере, пока они не раскаются в своих заблуждениях. Сковывают ли эти твердо установленные истины, которых обязательно придерживаться в соответствующих сообществах, мышление? Очевидно, нет. Напротив, твердо установленное знание задает рамки, в которых совершается дальнейшее развитие соответствующих дисциплин. Догматы задают рамки, выход за которые означает разрыв с Церковью, но внутри этих рамок существует весьма живая интеллектуальная жизнь.Разве нельзя быть хорошим человеком и без веры в христианские догматы?
Разумеется, можно. Библия прямо упоминает добродетельные поступки нехристиан — например, человеколюбие сотника Юлия (Деян 27:3) или жителей Мелита, которые оказали помощь апостолу Павлу и его спутникам после кораблекрушения (Деян 28:2). Сознание нравственного закона — не признак принадлежности к Церкви. Это признак принадлежности к человеческому роду (Рим 2:14,15). Но здесь у нас возникают два вопроса. Первый — существует ли некая подлинная, объективная хорошесть? Что значит «быть хорошим»? По чьим меркам? В разных сообществах одобрение и уважение своего круга могут вызывать люди, которых мы бы сочли гнусными злодеями. «Хороший» террорист или эсэсовец в глазах своих собратьев — это очень плохой человек в глазах всех остальных. Если слово «хороший» означает просто «одобряемый своим окружением», то это слово лишено объективного смысла.Чтобы говорить о том, что человек может быть хорошим, мы должны обращаться к какому-то надчеловеческому, объективному стандарту хорошести — которого не может существовать во вселенной без Бога. Второй вопрос – насколько хорошими людьми мы хотим быть? Важная часть стремления к добру — стремление к истине. Хороший, человеколюбивый, ответственный врач тщательно изучает медицину и следит за новыми открытиями в этой области — потому что для того, чтобы проявить любовь к людям, ему необходимо знать причины болезней и методы их лечения. Врач, которого не интересует истина в этих вопросах, был бы негодным врачом — и негодным человеком.Если мы хотим добра людям, мы должны задуматься над вопросом, что есть добро для человека — для чего он создан и есть ли у его создания вообще какая-то цель.Если человек призван к жизни вечной и блаженной, более счастливой и благой, чем все, что возможно на земле, человеколюбие требует искать этой подлинной жизни и помогать другим ее найти.
Но разве нельзя верить в Бога без догматов?

Но как вечная участь человека может зависеть от того, разделяет он или нет определенный набор богословских формулировок?

Но если догматы приняты Церковными Соборами (то есть собраниями епископов со всего христианского мира) столетия спустя после Иисуса, как они могут быть божественным откровением? Их же приняли люди!

Разве догматы не противоречат современной науке?

Что если я не могу согласиться со словами того или иного священника или епископа?

Сергей Худиев
ФОМА