Сегодня Православная Церковь прославляет память преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского монастыря. История немного сохранила достоверных фактов о его жизни. Известно, что преподобный родился в семье святых Ксенофонта и Марии около 570-го года. В возрасте 16-ти лет он ушел в Синайский монастырь, где через 4 года принял монашеский постриг. 19 лет провел преподобный Иоанн в послушании у аввы Мартирия, а после смерти наставника ушел в пустыню, где 40 лет провел в безмолвии, посте, молитве и покаянных слезах.
«Рассудительность – высшая добродетель», — эти слова еще до прп. Исаака Сирина могли бы быть произнесены преподобным Иоанном Лествичником, поскольку фактически были правилом его жизни, в том числе по отношению к аскезе. Известно, что святой не накладывал на себя чрезмерных подвигов. Не проводил ночей без сна, чтобы не погубить ума, но и спал не более необходимого для поддержания сил. «Я не постился чрезмерно, — говорит преподобный, — и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся, и Господь скоро спас меня».
Несмотря на то что преподобный Иоанн тщательно скрывал полученные от Бога дарования, слава о нем все более и более распространялась. В возрасте 75-ти лет он был избран игуменом Синайского монастыря, которым мудро и чутко руководил 4 года, вплоть до самой смерти.
По просьбе святого Иоанна, игумена Раифской обители, преподобный написал одно из самых замечательных произведений аскетической литературы – «Лествица» – руководство для восхождения к духовному совершенству. Преподобные Феодор Студит, Сергий Радонежский, Иосиф Волоколамский ссылались на «Лествицу», как на лучшую книгу для спасительного руководства. Как говорит сам автор в предисловии: «Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходнейший путь». Преподобный утверждает, что все, кто руководствуются «Лествицей», избегнут падений и свободно достигнут вершины — святая святых, где утверждается Бог любви.
Св. Димитрий Ростовский охарактеризовал «Лествицу» следующим образом: «Лествица отличается глубокой духовной опытностью, с которой соединяется глубокое знание Священного Писания. Сочинение написано языком простым, но чистым и живым, — в немногих словах выражается много, и потому полно силы. Потому-то “Лествица” св. Иоанна и была всегда настольной книгой для иноков, живущих в общежитии».
Представляется полезным понять, каким образом в жизни мирского человека можно применить сочинение, уже 1-е слово которого называется: «Об отречении от жития мирского». И здесь очень важно правильно определить главное, которое и следует отделить от второстепенного. Понятно, что даже не все предписания Нового Завета актуальны сейчас, как, например, наставление ап. Павла «проповедовать с крыш». И помочь отделить главное от второстепенного поможет эпизод из жизни другого святого, память которого также празднуется сегодня Церковью.
В миру – Василий Муравьев, в иночестве – Серафим Вырицкий в возрасте 14 лет пришел в Александро-Невскую лавру, охваченный горячим желанием посвятить себя монашеской жизни. Поведав свою надежду одному из старцев-схимников, в ответ услышал наставление: «до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создавать благочестивую семью, воспитать детей, а затем, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество».
Чему учит нас это повествование? Путь человеческой души ко Христу всегда уникален. И нет необходимости в скурпулезном, математически выверенном подражании образу жизни другого, пусть святого, человека. Скорее можно говорить о живом, творческом восприятии духовного опыта и мировоззрения.
Пусть образ жизни преподобного Иоанна и его «Лествица» помогут нам найти свою дорогу к Богу, помогут каждому из нас построить свою лествицу, двигаясь по который мы и сами поднимемся от земного к небесному, и других поведем за собой.