Протоиерей Василий Петров
Преподобный Симеон Новый Богослов
Диалог со схоластиком
Вопрос первый: Что было в мире прежде бытия мира?
Ответ: Бог, сотворивший мир. Вопрос второй: Когда не было мира, как был Он в мире? Ответ: Потому что и до своего бытия мир, как совершенно пришедший в бытие, был в Боге, так же, как и люди, еще не пришедшие в мир, у Бога – как уже родившиеся. Ибо Им стоит все[6], и не созданное, и даже не постижимое нами. Вопрос третий: Значит если, как ты говоришь, Бог был в мире прежде, нежели мир пришел Им в бытие, что стало с Богом, когда Он создал мир сей? Стало быть, Он отделился от мира? Или Он снова в мире? Ответ: Местом не отделился от своих творений сотворивший их Бог. Куда же перейдет Тот, Кто везде присутствует и все исполняет Своим Божеством? Природой же, существом, ипостасью и другими свойствами Он превосходит (ὑπέρκειται) любую тварную природу, и неизмеримо, непостижимо от нее отделен. Вопрос четвертый: Как не Отделенный местом, но везде, как ты говоришь, Присутствующий, отделен от всех? Ответ: Трудный (δυσνόητον) вопрос, но не невозможно ответить на него. Бог может все. Значит, силен Он и об этом известить тебя. Но слушай разумно: как ум нас, людей, не заключается стенами, не ограничивается местом, но затворяется в собственном теле и стягивается узами, сам же – вне их и свободно ходит везде, не отделяясь от тела и не становясь вдали от дома, но как если бы и с ними был раздельно, и отделен, соединившись с ними, так и Бог – везде и во всем, но вне всего. И Своей природой, сущностью и славой Он – нигде, потому что неописан. Вопрос пятый: Но если Он – неописанный, то как исполняет все? А все исполняющий как неописан и нигде не есть? Ответ: Поистине, бесспорно Бог и везде есть, и все исполняет, совершенно не смешиваясь с видимым, но, отделяясь так, как мы уже сказали. Для нас Он – нигде, потому что никто не знает, даже ангелы, где Бог. Потому что если ты слышишь о том, что они предстоят, то престолу славы. Не в силах взирать на исходящую светлость, они от страха покрывают свои лица и, изумленные, немолчно воссылают всегда божественную песнь. Ибо, пораженные неприступностью славы, они даже осторожно не могут помыслить о том, где Владыка или Каков Он есть. И если они не в силах смотреть на сверкающее подобно молнии сияние, то как могут любопытством простираться на дальнейшее? То, что Бог есть, везде есть и все исполняет, знают и ангелы, и очистившие себя святые, освещенные и просвещенные Святым Духом. То же, где, как и кто Он есть, никто из всех них не знает, кроме как Отец – Сына, а Сын – Отца, и Дух Святой – Отца и Сына как соприсносущный Им и единосущный. Потому что Они три, как единое Существо, знают Сами Себя и познаются друг другом. Как сказал Сам по естеству Бог и Сын Божий: «Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия»[7]. И снова: «Никто не знает Отца, кроме Сына; и Сына не знает никто, кроме Отца, и кому Сын хочет открыть»[8]. Вопрос шестой: А как Христос говорит: «Не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного»[9]? И снова: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»[10], – а ты говоришь, что и ангелы не ведают, Кто есть Бог и где Он?Ответ : Как в полдень сияющий и посылаемый солнцем свет мы видим ясно, но само солнце, каково оно, мы увидеть и познать не в силах, но говорим, что поистине видим его, так и ангелы и святые сияющую подобно молнии славу Духа созерцая, в ней и Сына, и Отца видят. Но не так грешники и нечистые, ибо они подобны слепцам и бесчувственным. Как слепцы не видят сияющий свет чувственного солнца, так и они божественный и вечно сияющий свет не видят и не чувствуют теплоты его.
Вопрос седьмой : Что же видят чистые умом и сердцем? Ответ: Поскольку Бог – это свет[11], и свет ярчайший, то видящие Его видят не что иное, как свет. В этом уверяют видевшие лик Христов, просиявший подобно солнцу, а одежды Его ставшие как свет[12], и апостол Павел, видевший Бога как свет и обратившийся в познание Его[13], и мириады других святых. Вопрос восьмой: Почему же Бог не всеми виден, ведь Он – вечный и вечносияющий свет? Ответ: Потому что так Бог устроил от начала, чтобы тьма не имела никакого общения со светом, а нечистое и скверное – со святым и чистым. Ибо наши грехи, как великая пропасть[14] и стена, отделяют нас от Бога[15]. Наипаче же лукавые воспоминания и суетные помыслы становятся высокой стеной и отделяют нас от подлинного света жизни. Ибо Бог есть свет[16] и жизнь. Значит, лишенные сего мертвы душой, суть сонаследники и сопричастники вечного огня и вечной тьмы. Вопрос девятый: Не достигшие таких мер не сподобляются спасения? Ответ: Когда Господь говорит «обители многи у Отца Моего суть»[17], то понятно, что путей спасения множество. Все же они совершаются на одном пути покаяния через воздержание от зла, через милостыню или странничество, или какого другого благого дела исполнение к д[1] Игумен Иларион (Алфеев), Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание, СПб, 2001, с. 43.
[2] Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. Том 2, слово 79, с. 318. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.
[3] ΟΣΙΟΥ ΠΑΤΡΟΣ ΗΜΩΝ ΣΥΜΕΩΝ ΤΟΥ ΝΕΟΥ ΘΕΟΛΟΓΟΥ ΕΡΓΑ. ΕΚΔΟΣΕΙΣ ΟΡΘΟΔΟΞΟΣ ΚΥΨΕΛΗ, ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΗ, 1989, ΤΟΜΟΣ 2, Σ. 454-457.
[4] Φιλοκαλία τῶν Νηπτικῶν καὶ Ἀσκητικῶν, τόμος 19, Πατερικαὶ Ἐκδόσεις ΓΡΗΓΟΡΙΟΣ Ο ΠΑΛΑΜΑΣ, Θεσσαλονίκη, 1983.
[5] Добротолюбие: преподобный Симеон Новый Богослов, святой Диадох, Илья пресвитер и Экдик, Феолипт, митрополит Филадельфийский, Москва, 2002, с. 110-113.
[6] Кол. 1, 16-17.
[7] 1 Кор. 2, 11. Эти слова принадлежат апостолу Павлу.
[8] Мф. 11, 27. Цитата изменена автором.
[9] Мф. 18, 10.
[10] Мф. 5, 8.
[11] 1 Ин. 1, 5.
[12] Мф. 17, 2.
[13] 2 Кор. 4, 6.
[14] Лк. 16, 26.
[15] Ис. 59, 2.
[16] 1 Ин. 1, 5.
[17] Ин. 14, 2.