Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, прославился как великий угодник Божий, ставший одним из наиболее почитаемых христианских святых в России, да и во всем мире. Его образ — одна из самых распространенных икон, к Николаю Угоднику чаще других обращаются с молитвами простые люди. Во многом поэтому образ святителя подчас в сознании некоторых отрывается от своих христианских корней: «по-своему» его пыталось переосмыслить и древнее языческое сознание, и новое общество потребления, создавшее на его основе рождественского Санта-Клауса. Однако это не может оспорить главного — сам святитель Николай был христианином, твердо стоял в своей вере и прославился именно как христианский святой и подвижник.
Он родился в городе Патаре Ликийской области на южном побережье Малоазийского полуострова (территория нынешней Турции). С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги. Служа Богу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно трудясь и пребывая в непрестанной молитве, святой Николай проявлял великое милосердие, приходя на помощь страждущим — все свое имение он раздал нищим. Известно, как однажды, узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Сколько всего было таких случаев в жизни Николая — неизвестно, творя милостыню, святитель всегда старался сделать это тайно. В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь — омофор, то есть часть архиерейского облачения. И действительно он был избран епископом Мир Ликийских. Возведенный в архиерейский сан, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пример кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284 — 305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал братьев по вере и увещевал их твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина, святитель Николай вернулся к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника.
Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Он обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов.
По некоторым данным в 325-ом году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры. Существует предание, что на соборе произошел неожиданный случай — кроткий и человеколюбивый Николай ударил якобы известного ересиарха Ария, породившего серьезный раскол среди христиан. По преданию за этот поступок святитель был лишен омофора и посажен под стражу. Однако нескольким священникам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили Николая во епископа, и Собор восстановил святого в сане. Вернувшись в свою епархию, Николай принес ей мир и благословение.
Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую славу доставило ему избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали трое высокопоставленных военных, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть. Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотые монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, святитель попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал он утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.
Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу примерно в 345-351 годах. Его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бар, где почивают и поныне. Сегодня известность святителя Николая настолько всемирна, что нет части света, где бы не знали о нем. Даже буддисты очень высоко ставят образ святителя. В Китае, в Харбине, когда в этот город после революции перебралось много русских, и они строили в Харбине православные храмы, была знаменитая своими чудесами икона святителя. В специальном киоте она стояла на Харбинском вокзале. Один китаец попал, рыбача на лодке, в бурю. Лодка утопала, берег был далеко. Неожиданно рыбак вспомнил об иконе и, хотя не знал имени святого, стал кричать: «Старик вокзала, помоги!» И был явно чудесным образом спасен.
Два Николая
Полтора века назад известный историк Церкви архимандрит Антонин (Капустин) обнаружил, что древние составители житийных текстов допустили смешение двух житий: Николая Угодника Мирликийского и Николая Пинарского, который жил двумя столетиями позже, в VI веке. «Можно дивиться, — писал отец Антонин, — каким образом два лица, оба знаменитые, слились в памяти церковной в один досточтимый и святоублажаемый образ; но отрицать факта нельзя…». В середине X века один переписчик ошибочно решил, что упоминаемые в разных текстах святитель Николай Мирликийский и Николай Пинарский — это один человек. Недолго думая, он «дополнил» житие Николая Мирликийского. Из-за этого в нем возникли исторические несоответствия. Например, получалось, что он посещал храм Воскресения Господня на Святой Земле задолго до его основания императрицей Еленой. На самом деле Николай Чудотворец на Святой Земле не был, описанное во многих его житиях паломничество совершал Николай Пинарский. Подобным образом произошла путаница и с именами родителей и дяди Николая Мирликийского. Феофан (Епифаний) и Нонна, упоминаемые в его житиях, — это родители Николая Пинарского. Ошибки можно увидеть и на иконах. Стояние младенца в купели, чудеса о кипарисе и об исцелении Нонны. Но все это не умаляет значения святителя Николая и ни в коем случае не отрицает факта его святости. Просто для красного словца ему приписали еще больше, чем он совершил. Увы, эпизоды из жизни Николая Пинарского до сих пор публикуются в житии Николая Угодника. Однако ученые и Церковь прилагают усилия к тому, чтобы исправить эту оплошность. Так, по благословению покойного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был издан новый текст жития святителя Николая, подготовленный ученым Александром Бугаевским совместно с архимандритом Владимиром (Зориным). В нем были не только удалены эпизоды, попавшие в житие святителя по ошибке, но и добавлены некоторые новые факты о нем, которые были обнаружены в старинных текстах. Литературные достоинства нового жития, а также его научный уровень получили высокую оценку и признание.
Алексей Соколов