Эту историю нам рассказали монахини в обители преподобного Прохора Пчиньского, что на юге Сербии, в паре километров от границы с Македонией.
Зайдя в монастырскую лавку, мы увидели необычную икону: святой изображен с крестом в руке (понятно, значит, мученик или исповедник), но облачен он не в традиционные одеяния, а в солдатскую униформу. Кто-то предположил, что перед нами изображение русского солдата-страстотерпца Евгения Родионова, оставшегося верным Христу, отказавшись в плену снять крест, за что и был убит чеченскими головорезами. Но нет: как видно на иконе, герб на солдатской униформе не российский, а сербский. Взяли увеличительное стекло, прочитали надпись: «Св. Јован Руски исповедник. Помоћник Српском народу». Перевода, понятное дело, не требуется, но – почему святой Иоанн в сербской форме? Как это понять? Конечно, все святые – наши помощники, и национальность их большой роли не играет. Мы же просим о молитвенной поддержке святых Георгия Победоносца или Исаака Сирина, Николая Чудотворца или Моисея Мурина? Итак, причем здесь наш земной (и, дай Бог, небесный!) соотечественник – святой исповедник Иоанн Русский?
Матушки рассказали нам следующее. Все мы помним страшные бомбардировки НАТО 1999 года, в результате которых колыбель сербского Православия, Косово и Метохия, подпала под безраздельную власть исламистов и их хозяев, «миротворцев» из НАТО. Помним те издевательские поздравления с Пасхой, которые оккупанты писали на бомбах и ракетах. В результате этих бомбардировок погибли тысячи людей. Главными жертвами бомбардировок стали мирные жители. Как признал спецпредставитель ООН по правам человека в бывшей Югославии Иржи Динстбир, балканская операция НАТО привела к большему числу жертв среди мирного населения, чем сам косовский конфликт, ради разрешения которого она якобы была предпринята. Нанесен страшный ущерб экологии Сербии, разрушена промышленность страны. Если сейчас, по прошествии нескольких лет, Сербия, привыкшая, как это ни страшно звучит, к постоянным войнам, хоть немного, но приходит в себя, то продолжение бомбардировок привело бы, вероятно, к тотальному хаосу в стране и к еще большему количеству невинных жертв. Да, страна должна была смириться, чтобы не быть полностью разоренной и уничтоженной. И на Россию, бывшую всегдашней надеждой сербов, тогда полагаться было, сами помните, весьма сложно. А вот на русских святых полагались. Исповедник Иоанн – яркий пример смирения в тех обстоятельствах, в которых оказались тогда сербы. Он же был в турецком плену и своим смирением привел ко Христу многих. Да, в его жизни не было мирской громкой победы, не звучали гимны в честь русского царя, но – была победа Христова, победа смирения, тихая и светлая победа Бога, предпочитающего убеждать в Своем присутствии и любви «гласом хлада тонка».
Почему святой Иоанн в сербской форме?
И, как рассказали нам монахини, святой Иоанн Русский явился одному горячо молившемуся сербскому монаху со Святой Горы, будучи облаченным именно в сербскую военную униформу. Святой сказал: «Иду помочь братьям-сербам». На следующий день, 10 июня 1999 года, бомбардировки НАТО прекратились…
Святой сказал: «Иду помочь братьям-сербам»
Времена для христиан всегда тяжелые, и нынешнее – совсем не исключение. Если взглянуть на то, что происходит в Косово и Метохии, – тем более: мирной и счастливой жизнь края не назовешь уж никак. Но проповедь Евангелия продолжается, несмотря ни на что. И, как говорят монахи здешних обителей, некоторые местные албанцы или солдаты НАТО, поначалу относившиеся к Православию предельно агрессивно или с пренебрежением, вдруг становятся христианами: кого-то приводят к Богу чудеса, а кого-то – тот самый «глас хлада тонка», знакомство с тихим светом Христовой любви, которая побеждает любое оружие. Так что Православие в Косово и Метохии хоронить рановато. Если один святой русский пленник смог привести ко Христу тысячи людей своим смирением, то не смогут ли повторить его подвиг тысячи православных сербов, оказавшиеся в плену на собственной земле?