Святой Косма Этолийский о браке

о браке

Равенство мужчины и женщины

Когда Бог сотворил мужчину, женщины в этом мире еще не существовало. И всеблагой Бог взял у мужчины ребро и сотворил женщину. Сотворил равной мужчине, а не ниже его.

Так и ты, христианин, должен радоваться своей жене и любить ее, как равную себе, и не считать ее своей рабыней. Ведь она такое же творение Божье, как и ты. У вас одна вера, одно крещение, одно Евангелие, одно Святое Причастие и один рай, в котором вы будете блаженствовать. Бог не считает женщину менее достойной, чем ты. Потому он не сотворил ее из ног, дабы муж не презирал ее. Не сотворил из головы, чтобы и она не презирала мужа. Сотворил же из ребра, находящегося посередине, дабы стала она спутником мужа, наделил ее такой же, как у него, душой, после чего назвал мужчину Адамом, а женщину Евой.

о браке

Благословенный брак

Радуйтесь и веселитесь тысячи раз, заключившие целомудренный брак. Среди многих благ всеблагой Бог даровал вам и благословенное супружество. Плачьте о нечестивых и неверных: помимо всех прочих зол, они имеют и презренный брак.

Послушай, дитя мое! Когда хочешь жениться, удостоверься сначала, что жена не находится в родстве с тобой, ибо это запрещает закон Церкви. Затем узнай, имеет ли она в сердце своем страх Божий. И, в-третьих, украшена ли она стыдливостью. Взял женщину бедную – получил рабыню. Взял богатую – сам стал рабом.

Прежде всего, исповедуйтесь и обвенчайтесь в церкви.

Священник спрашивает у жениха: “Берешь ли ты, Иоанн, Марию себе в жены?” И если жених согласен, дает ему свечу. И тот же самый вопрос иерей задает и невесте: “Берешь ли ты, Мария, Иоанна себе в мужья?” И если она согласна, то не отвечает, а лишь кивает головой. Если же не согласна и все происходит не по ее воле, она восклицает: “Не хочу”. И если невеста скажет так, священнику не стоит дерзать венчать их, потому что это обернется для них наказанием. Если же оба они отвечают согласием, священник венчает их, после чего причащает их Пречистых Таинств. И даже если существует у них какое-то препятствие, пусть причастит их из одной чаши. После этого их с пением провожают домой, где священник совершает молитву, благословляет трапезу и уходит.

И по прошествии трех дней пара может вступать в супружеские отношения, но воздерживаться по воскресеньям и праздникам с подобающим христианам благочестием. Бог дал жену не для блуда, но для рождения детей. А ты, муж, сторонись другой женщины, как сторонишься змеи. И не только другой женщины, но и своей собственной в определенное время. Если жена твоя забеременела, следует воздерживаться. Если родила, и не была над ней прочитана молитва по истечении сорока дней, значит, она не очистилась. И если ты все же хочешь вступить в связь с женой своей, вспомни такой пример: спроси земледельца, как часто он засеивает поле. Один раз в год, после чего оставляет его, пока не созреет и затем пожинает. Затем, если хочет, вновь засеивает его. Так же и ты, брат. Вступил в связь с женой, и она забеременела? Оставь ее, пока не родит, не пройдут сорок дней, и она не очистится, после чего сей снова. И пусть будет у тебя сорок, пятьдесят детей.

Хочу привести сравнение, но оно постыдное, и вы захотите осудить меня. Разве не видите вы животных, которые соединяются, чтобы самка понесла, и лишь когда она родит, они вновь вступают в связь? А мы, люди, не стыдимся быть хуже животных? Делая это, ты вредишь себе. Поступи иначе: смирись, признай, что ты недостойный, грешный и хуже животных, осуди себя, и так Бог сможет смилостивиться над тобой и спасти тебя. Но совершать грех и гордиться собой, считая себя святым, – допустимо ли это?

Тогда Бог благословляет мужа, жену и их чад, и не мешает им никакое препятствие, ни искушение, ни другое зло. Так они и в земной жизни благоденствуют, и в рай идут за вечной радостью. И нет никакой силы разлучить супругов. Лишь погибель и блуд их разлучают.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Пемптусия


Опубликовано 26.10.2015 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter