Вот мы читаем в школе книжки, которые не писались для школьников. Ни “Онегин”, ни “Мертвые души”, ни “Вишнёвый сад”. Считается так: читаем навырост; а зато они будут знать, что такие книжки есть; они смогут к ним вернуться, когда вырастут. То есть – мы открываем им литературу.
А не закрываем ли мы ее в еще большей степени? Я уже здесь был; это я знаю; спасибо, читали – разве проставленная галочка не работает в минус? Как раз и не давая случиться первой встрече и первому поним
Полноте. Разве у культуры нет иных механизмов передачи, кроме школы? В школе нет обязательного музыкального и художественного образования – и что? Забыты Моцарт и Бетховен? Не устраиваются фестивали и концерты, люди не ходят в оперу и консерваторию, не слушают записи в инете? Пропадают Перов и Серов, Малевич и Кандинский? Нет выставок и музеев? Да есть.
На концерты и на выставки ходят люди, которые часто не изучали ни музыку, ни живопись, ни их историю и теорию. Если им интересно, они читают и готовятся, или слушают экскурсовода, или еще как-то апгрейдятся. Или не апгрейдятся – и понимают то, что они увидели или услышали, как хотят.
Люди ходят в театр и смотрят кино, хотя обязательного изучения кино и театра нет в школе… Есть мильон способов припасть и получить. Или не припасть. Оно не пропадет. Передастся не мне, а соседу. Не мне сейчас, а мне потом. Не это передастся, а то… Как-нибудь это обязательно произойдет. И в целом – ничего не пропадет.
Можно испугаться: “Оно-то не пропадет, но ты-то пропадешь без. Припадай немедля! И в обязательном порядке!”
Да ладно. Я столько всего не читал и не прочту, что другие читали и считают абсолютно необходимым, без чего пропадешь. Столько всего открыл позже, чем другие. И не пропал. В мире есть многое, на что можно опереться.
Может быть, помочь найти в мире свои точки опоры важнее, чем всех пытаться опереть на одно?
И сдается мне, что страх “если не мы сейчас, то они ничего не прочтут потом” ложный. Если отменить в школах обязательную литературу, уверен – расцветут творческие клубы и ЛИТО, читательские и писательские кружки, лектории для желающих. И “Онегина” прочтут, когда это надо будет. И “Войну и мир”. Толстой и без школы прекрасно проживет.
Да и в школах много где литература останется. Там, где есть умеющие собрать вокруг себя детей и поджечь их интерес. Думаю, это примерно пятая часть нынешних учителей. Не так уж мало.
Для всех же должен быть русский. С работой с разными текстами. Учить читать, видеть структуры и смыслы. Писать и думать.
А взрослые книжки оставьте взрослым. Блажен, кто вовремя созрел. А тощий плод, до времени созрелый, а иссушивший ум наукою бесплодной – не блажен.
Сергей Волков
Pravmir.ru