Епископ Петергофский Амвросий совершил Божественную литургию в Казанском соборе Новодевичьего монастыря

15 января 2014 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии епископ Петергофский Амвросий совершил Божественную литургию в Казанском храме Воскресенского Новодевичьего монастыря, где в данное время пребывает великая святыня христианского мира — Дары волхвов.

Его Преосвященству сослужили: протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского собора Петербурга, архимандрит Григорий (Нанокудис), иеромонах Евфимий (Джафаров), насельник монастыря святого Павла на Афоне; протоиереи Андрей Герасимов, Алексий Дорофеев, Александр Пашков, Сергий Кудряшов, иеромонахи Геннадий (Поляков), Серафим (Бубнов), Моисей (Терентьев), Афанасий (Букин), Виталий (Морозов); священники Андрей Парафенюк, Георгий Христич, Антоний Терещенко, Дионисий Харин, Глеб Санюк; диакон Герман Ранне, архидиакон Тимофей (Цисмалидис), протодиакон Симеон Белецкий, диакон Симеон Сорока.

За богослужением пел праздничный хор Новодевичьего монастыря (регент — Даниил Шутко). Молились игумения София (Силина), настоятельница Новодевичьего монастыря с сестрами обители, члены делегации монастыря святого Павла на Афоне, сотрудники и благотворители Санкт-Петербургской духовной академии, многочисленные паломники, пришедшие поклониться святыне.

После запричастного стиха проповедь произнес клирик монастыря протоиерей Александр Пашков, напомнивший молящимся о жизни и подвигах преподобного Серафима Саровского, память которого Церковь отмечает в этот день.

После Литургии в центре храма были пропеты тропарь, кондак и величание Рождеству Христову, священнослужители приложились ковчегу с Дарами волхвов.

По окончании службы епископ Амвросий обратился к верующим с архипастырским словом, посвященным дню памяти преподобного Серафима Саровского и принесению в Санкт-Петербург Даров волхвов:

«Дорогие отцы, братья и сестры, всечестная матушка игумения и насельницы Воскресенского Новодевичьего монастыря! Сегодня Святая Церковь совершает память одного из самых любимых наших святых – преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского Чудотворца. Этот праздник всегда наполняет особым настроением в дни святок всех тех, кто любит этого святого старца. Наше торжество усугублено принесением в Северную столицу древней христианской реликвии, связанной с жизнью Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и всего святого Семейства – Даров волхвов. Эти два события сегодня привлекли множество людей в Казанский храм Новодевичьего монастыря. Сейчас, для того, чтобы поклониться Дарам волхвов, в очереди стоит не менее двадцати тысяч человек. Это свидетельствует о том, что в сердцах наших людей жива вера и ничто, никакие безбожные пятилетки и десятилетия двадцатого столетия не смогли вытравить в нашем народе, несмотря на неимоверные усилия атеистической власти, веру в Господа Иисуса Христа, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес. Вспоминаются те годы. Мощнейшие идеологические аппараты были задействованы для того, чтобы доказать, что Христос – не историческая Личность, что Церковь – выдумки попов, что вера – эта способ угнетения масс. Множество других безумных речей пришлось выслушать народу нашему. И что же? Все это ушло в небытие, как и совсем скоро были преданы забвению те люди, что боролись с Богом. Некоторые из них в конце своей земной жизни обрели смысл и вдруг нашли драгоценную жемчужину: святую веру, покаялись в своей борьбе против Бога и Церкви, изменили свою жизнь и, подобно благоразумному разбойнику, верим, предстали перед Отцом Света оправданными и спасенными. Другие же, увы, напрасно прожили жизнь и в состоянии непреодолимой гордыни и борьбы против Церкви, ушли в мир иной. Сегодня вновь время от времени предпринимаются жалкие попытки поколебать веру нашего народа, низвести духовную ценность того, что предлагает Церковь для поклонения и почитания. Церковь хранит священные реликвии на протяжении вот уже почти двух тысячелетий. Предание Церкви – это то, что позволяет Ей в неискаженном виде передавать не просто какую-то информацию или учение, а сам дух, саму жизнь во Христе Иисусе Господе нашем. И с этим преданием тесно связаны многие христианские святыни, те вещи, к которым прикасались руки Спасителя, Божией Матери, святых апостолов, подвижников веры и благочестия, мучеников, исповедников, святителей, преподобных и богоносных отцов наших. Эти святыни передаются из поколения в поколение, перед ними совершается молитва, через них укрепляется вера. И человек, прикасаясь или лобызая и чествуя то, что было личной принадлежностью святых людей и, тем более – воплощенного Господа и Спасителя нашего, получает удивительные силы, радость и благословение. Нам по-человечески хорошо понятно, когда те или иные вещи или дары любимого или дорогого человека представляют особую ценность. Люди готовы эти вещи прижать к груди, целовать, и, прижимая, вспоминать об этом человеке. Наипаче, когда эта реликвия относится ко Христу, Божией Матери и святому Семейству. Разве не может это быть драгоценным и дорогим для верующего сердца? А если не может, значит, нет в сердце веры, значит, утрачена связь с Богом, значит, нет места благодати в такой душе. Утратив благодать, можно утверждать все, что угодно. Можно говорить, что привезенные святыни не историчны – и иногда в средствах массовой информации мы встречаем эти жалкие попытки поколебать нашу веру. Но мы опытно переживаем то удивительное благодатное состояние, которое неподвластно движению крови или человеческим эмоциям, не подвластно никакому самовнушению или психологическому настрою, не является плодом экзальтации и следствием того, чем пытались «объяснить» дар веры и благодати пропагандисты атеизма в прошлом веке, а ныне им жалко вторят те, для кого Церковь – не Мать, и Бог – не Отец. Благодать приходит в то время, когда ее не ждешь. Бог дает ее тем, кто предпринял усилие, потратил свое время, выстоял в очереди, сотворил молитву в мире и тишине для того, чтобы на мгновение только увидеть священную реликвию, прикоснуться к ней, и до конца дней своих, до самой смерти запомнить момент, когда осязал дар, к которому прикасался Тот, Кто Родился ради нашего спасения, проповедовал на земле, принял крестную смерть, распятие, воскрес, вознесся на небеса, восседая ныне одесную Бога и Отца, и снова грядет сюда, на землю, для того, чтобы судить живых и мертвых.  В день памяти преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского невозможно не вспомнить его светлый лик. Ко всякому приходящему к нему он обращался: «Радость моя, Христос Воскресе»! Нам трудно понять, как можно всегда сохранять в своем сердце это пасхальное торжество. Нам дается возможность пережить его в день Светлого Христова Воскресения и в последующий пасхальный период, но с течением времени он как бы угасает, становится все менее новым. Такова наша немощь человеческая, но есть люди, способные хранить это в себе всегда. И это удивляет. Но, наверное, больше всего нас удивляет то, что каждый, кого видел перед собой преподобный Серафим, вдруг приносил в его жизнь радость. В нашей жизни есть люди, встречая которых, мы радуемся. Радость наполняет наше сердце от вида этого человека, от слова его, от общения с ним. Но признаемся себе, ведь таких людей в нашей жизни очень мало. А для преподобного Серафима Саровского каждый человек, любой человек был источником радости. Потому что его сердце источало такую радость, было наполнено такой пасхальной верой, что в ответ он всегда получал в избытке радость от всякого человека, находящегося перед ним. Когда мы вспоминаем память того или иного святого, мы должны стремиться чему-то у него научиться. Повторить жизнь человека невозможно. Одни подвиги предназначены для одного человека, другие – для другого. У каждого свой характер, свои физические и духовные силы. Но есть вещи, к которым мы должны стремиться. Стремиться, чтобы каждый человек, которого мы встречаем на улице, в транспорте, в очереди, был бы для нас источником радости. Это очень трудно, потому что для этого в сердце должен быть удивительный мир. Для этого нужно терпение, для этого нужно смирение, для этого нужно милующее сердце. Вот ко всему этому мы и должны стремиться. И пусть нас ни в коем случае не смущает то, что у нас не получается это сразу. Сразу не получится. Для этого нужен подвиг многих лет жизни, а может быть и всей жизни. Но если при последнем издыхании мы сможем сказать любому, приходящему к нам: «Радость моя, я так рад тебя видеть», и поделиться с ним так же, как преподобный Серафим Саровский, пасхальной вестью – значит жизнь наша прожита не напрасно. Значит, что не напрасно мы молились святому, значит, не напрасно Бог сподобил нас прикоснуться к Дарам, принесенным Ему как Царю, Человеку и Богу пришедшими из далекой Персии волхвами. Такой исход земного странствия будет итогом и сегодняшнего дня, когда мы с вами все собрались в этом храме, и окрест его дожидались момента помолиться Господу перед иконой Его Рождества, и приобщиться Его Дарам. Дай Бог, чтобы сегодняшний день стал в нашей жизни одним из самых главных. Именно потому, что он приблизил нас к тому состоянию, чтобы мы смогли если не каждого, то как можно большее количество людей с каждым днем встречать, как самых дорогих в нашей жизни и обретать в них подлинную радость. Аминь.»

Дары волхвов — одна из немногих реликвий, связанных с земной жизнью Спасителя, сохранившаяся до сегодняшнего дня. Они хранятся в монастыре святого Павла на Святой Горе Афон. В 2014 году впервые за 500 лет реликвия покинула пределы Греции и прибыла в пределы Русской Православной Церкви.

В Санкт-Петербурге Дары волхвов будут доступны для всеобщего поклонения в Воскресенском Новодевичьем монастыре (Московский пр. д.100) до 17 января.

Пресс-служба СПбПДА


Опубликовано 15.01.2014 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter