Свобода как Божий дар
«К свободе призваны вы, братья» (Гал 5:13)
Свобода является важнейшей категорией человеческой жизни, занимающей ключевое место в частных и социальных отношениях, философии, политике, психологии, педагогике, экономике. Для верующих людей свобода в первую очередь составляет богословское понятие. Согласно Священному Писанию, человек сотворен, как таинственный образ Божий. Интерпретация данной идеи, предлагаемая святыми отцами, включает самые разные аспекты человеческого бытия, одним из которых является именно свобода: по-настоящему свободен и независим только Бог, а мы – Его образ. В связи с этим святитель Кирилл Александрийский утверждает: «Люди изначально сотворены с контролем над своими собственными решениями и были свободны направлять свою волю, куда они пожелают, ибо они были созданы по образу Божию, а Бог свободен».
Через грехопадение человек оказался ниже своего призвания, но духовный потенциал, как жажда Бога и стремление к Нему, сохранился в нас. В святоотеческом наследии свобода рассматривается в качестве самой сути духовной экзистенции человека. Например, святитель Григорий Нисский сопоставляет образ Божий в человеке с зеркальным отражением. Зеркало может потемнеть, треснуть, разбиться или быть повернуто так, что в нем ничего не будет видно. Человек может затмить в себе образ Бога, перестать отражать Его, но возможность вновь найти Его сохраняется постоянно.
Искаженный грехом человек уже не имеет в себе ясного отражения Божественного совершенства, однако он по-прежнему остается образом Божиим, а, значит, все еще обладает даром свободы. В чем же состоит дар свободы, если мы ограничены пространством и временем, наследуем определенные генетические данные, не закладывая ни физических, ни душевных качеств? Человек свободен в самом главном – в своем выборе, самореализации и любви. Ибо полюбить Бога и ближнего, то есть исполнить основную евангельскую заповедь, нельзя по принуждению, это может быть только актом нашего свободного волеизъявления.
Говоря о свободе в контексте проблем молодежи и принципа ответственности, необходимо помнить, что никто так не подвержен искушению борьбы за ложные идеалы и, прежде всего, за мнимую свободу, как молодые люди. Отстаивая поле личной свободы от влияния родителей, школы или сложившихся традиционных парадигм, молодой человек в то же время может оказаться в полной зависимости от компьютерных технологий, загрязненного информационного пространства социальных сетей либо злых, разрушительных привычек. Человек всегда находится перед опасностью наивно считать себя свободной личностью, на самом деле будучи, как говорит Библия, рабом греха или, выражаясь языком психологии, жертвой аддикции. Сегодня это все с большей отчетливостью наблюдается в событиях мировой политики и, к великому сожалению, в сфере межцерковных отношений: человек может отдавать свои силы, рисковать собой и другими не просто ради ложных идеалов, но ради идеалов извращенных, порочных и преступных. Причем данные явления происходят под знаменем борьбы за свободу и независимость. Где же проходит граница нашей свободы, что человеку дозволено, а что нет?
Герою одного из самых известных романов Ф. М. Достоевского, Ивану Карамазову, в литературной критике или шире, в истории философской мысли, приписывают сентенцию: «если Бога нет, все позволено». На самом деле этого уже ставшего крылатым выражения в романе нет. Считается, что первым, кто привел данную фразу, как цитату из Достоевского, был французский философ Жан-Поль Сартр (1905-1980). Однако эти слова наилучшим образом изъясняют мысль Ивана, как позицию крайнего нигилизма, отрицающего всякую высшую оценку человека и его действий. В данном высказывании заключен корень всех зол, преследующих человека в реализации его жизни и свободы, начало всех злоупотреблений и преступлений. Теперь посмотрим, что говорит святой апостол Павел – человек, встретивший Бога и посвятивший Ему свою жизнь: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор 6:12). Человек, который знает Божественные заповеди, одновременно осознает и свою свободу, и свою ответственность; понимает неизбежность своего ответа перед Богом, самим собой и обществом. Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Н. Н. Глубоковский отмечал: «христианская свобода вовсе не сближается и не граничит ни с противозаконием, ни с беззаконием или внезаконностью, ибо в себе самой содержит собственные регулирующие нормы». Прежде чем провести границы свободы, необходимо понять, что лежит в ее основе. Свобода есть дар Божией любви, одно из Божественных отличий в человеке. Соответственно, подлинная свобода заключается в искренней любви к Богу и людям.
Обязанность Церкви по отношению к молодым людям состоит в том, чтобы объяснить и показать высшее значение и ценность свободы. Молодежь – это не только наше будущее, но и наше настоящее: зачастую именно духовно-нравственным состоянием молодого поколения определяется образ страны и народа.
Вопрос о месте свободы и ответственности в жизни человека является сквозной цивилизационной проблемой. В середине XX века видный психолог Эрих Фромм, вынужденный покинуть Германию после прихода к власти А. Гитлера, опубликовал свой известный труд, посвященный данной теме, назвав его «Бегство от свободы». Согласно автору, свобода предполагает груз ответственности, и потому отдельные люди, а также целые социальные группы и политические объединения так легко отрекаются от свободы и передают ответственность за себя другим. При этом ученый подчеркивает, что «Бегство от свободы не восстанавливает утраченной уверенности человека, а лишь помогает ему забыть, что он отдельное существо. Он обретает новую, хрупкую уверенность, пожертвовав целостностью своего „я”. Он отказывается от своей личности, потому что не может вынести одиночества». Между тем, Фромм указывает также и на возможность положительного опыта обретения свободы, благодаря чему можно избавиться от чувства одиночества и изолированности: «Процесс развития свободы – не порочный круг; человек может быть свободен, но не одинок, критичен, но не подавлен сомнением, независим, но неразрывно связан с человечеством. Эту свободу человек может приобрести, реализуя свою личность, будучи самим собой». Для этого необходимы труд и любовь. Посредством труда человек объединяется с другими, оставаясь при этом свободной и целостной личностью: «Труд должен быть творчеством, соединяющим человека с природой, в акте творения». В свою очередь, любовь «вырастает из стремления преодолеть отдельность и ведет к единению, но не уничтожает индивидуальность».
Ответственность за нашу жизнь, за то, как мы ей распоряжаемся и как реализуем призвание к свободе – это наш ответ перед Богом, обществом, нашими близкими и своей совестью. Вместе с тем нужно понимать, что ответственность – есть показатель зрелости человека, ее нельзя приобрести внезапно, ей учатся всю жизнь. Свобода – это духовное понятие, ее обретение связанно с поиском Бога и, следовательно, с поиском собственного «я». Когда человек ищет Бога, он ищет полноту жизни, а значит и самого себя; он стремится найти ответы на вопросы о смысле своего бытия и сущности настоящей свободы. Господь Иисус Христос говорит нам: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Истина – это и есть Сам Господь, Который сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Наша свобода сокрыта во Христе Спасителе, только Он избавляет нас от рабства греху. Исходя из того, насколько мы предаем себя в руки Бога, творим Его волю и учимся Его любить, настолько мы и обретаем «свободу славы детей Божиих» (Рим 8:21).
Таким образом, для обретения истинной свободы необходимы совместные действия Бога и человека, сочетание свободной человеческой воли с благодатной волей Творца, то есть синергия – соработничество человека и Бога в деле спасения.
Выступление ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии епископа Петергофского Серафима на XXVII Международных Рождественских образовательных чтениях «Молодёжь: свобода и ответственность», 27-31.01.2019.