При исповеди некоторые священники сразу накрывают епитрахилью, а другие только при чтении разрешительной молитвы. Как правильно и есть ли какие-нибудь канонические предписания по этому поводу?

Чтобы ответить на Ваш вопрос, давайте рассмотрим Последование Исповеди, содержащееся в Требнике. В этом последовании прямо указывается, что духовник приводит кающегося к Исповеди «непокровенна», т.е. не накрывая епитрахилью. Причем, здесь также указывается на то, что даже стоять во время Исповеди кающийся должен прямо, а не склонившись над аналоем. Это предписание не случайно, ведь оно указывает на тот свободный, открытый диалог, который должен присутствовать в отношениях священника и исповедающегося. Ведь зачастую не только слова, но и поведение, и взгляд человека могут раскрыть то, что лежит на его сердце, а, как мы знаем, задача духовника состоит в том, чтобы помочь человеку увидеть его действительное состояние (а не только то, которое он описывает, иногда самообманываясь). И только после окончания беседы духовник говорит исповеднику: «Поклонися» (т.е. только в этот момент накрывает кающегося епитрахилью), и произносит над ним разрешительную молитву. Как видите, не накрывая исповедающегося епитрахилью, священник исполняет то, что предписывается церковным уставом. В этой связи возникает вопрос несколько иного характера, смогут ли сегодняшние кающиеся, стоя прямо перед священнослужителем и смотря ему в глаза, рассказать о себе? Очень непросто рассказать все самое плохое и стыдное о себе человеку в лицо. Поэтому такая практика, когда священник накрывает кающегося епитрахилью до разрешительной молитвы, хоть и создает более комфортные психологические условия для исповедающегося, но все же является отступлением от принципов Исповеди, изложенных в Чинопоследовании. Может и не стоит говорить о «педагогическом» эффекте от разговора лицом-к-лицу, однако этот эффект предусмотрен и присутствует в Исповеди: тяжелее сделать поступок, зная, что потом придется рассказать о нем, глядя в глаза. Но, как бы там ни было, в какой бы форме не проводилась Исповедь, результат её один: при искреннем раскаянии и обещании не грешить, кающийся получает полное разрешение от грехов. Священник Глеб Санюк

Назад к Вопросам и Ответам


Опубликовано 11.02.2013 | | Печать