Непримиримые споры Вселенских соборов остались лишь на страницах ветхих, внушающих уважение фолиантов, а книга Великого поста продолжается… И вот уже новая глава вышла из-под пера и легла на бумагу решительным и уверенным почерком… «Не существо, а энергия Божественная, нераздельная от существа Божия, как неотделим луч от солнца и теплота от огня!» — Григорий, архиепископ Фессалоникийский, монаху Варлааму.*
* * *
В XIV веке, не понимая природы Фаворского света, западный философ и богослов Варлаам Калабрийский утверждал, что свет, который созерцают афонские монахи во время исихастских практик, тварен, поскольку человек не может видеть сущность Бога телесными очами. Однако святитель Григорий Палама вступил в спор с сухим разумом и защитил афонских монахов от презрительных насмешек. Истина восторжествовала на Соборе 1341 года, участники которого признали, что Господь, будучи непостижим по природе, являет Себя в таких энергиях, как Фаворский свет, которые обращены к миру и доступны восприятию человека, но являются нетварными. Святитель Григорий был оправдан, Варлаам из обвинителя превратился в осуждённого и впоследствии перешёл в лоно католической Церкви. Прошло почти семьсот лет, но Церковь по-прежнему помнит и чтит победу святителя Григория Паламы: разрушителя «афинейских плетений» и «духовного лоцмана», указавшего христианам истинную цель жизни — обожение.15 марта 2020 года, в Неделю святителя Григория Паламы, в Санкт-Петербургской Духовной Академии прошли воскресные богослужения. Божественную литургию в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова возглавил епископ Петергофский Силуан в сослужении академического духовенства.
После заамвонной молитвы ректор Духовной школы совершил молебен о преодолении пандемии коронавирусной инфекции.По окончании богослужения епископ Петергофский Силуан обратился к молящимся с архипастырским словом. В своей проповеди, посвящённой значению трудов святителя Григория Паламы в жизни Церкви и каждого христианина, владыка отметил, что святой не только защитил практику исихазма, но и засвидетельствовал принципиальную невозможность научного объяснения духовной жизни:
«Святитель Григорий Палама жил в середине XIV века. Веке страшной эпидемии чумы — «Черной смерти». Этот великий святой в своём сочинении «Триады в защиту священнобезмолвствующих» пытался доказать несостоятельность западного рационализма. В первую очередь, что человеческое, научное знание — ограниченно. Область Божественного и духовного постигается иными способами — молитвой, постом, созерцанием, но не логическими выводами, измерениями и экспериментами.
Варлаам Калабрийский, оппонент святителя Григория, будучи воспитанником тогдашней западной схоластической учености в своём мышлении опирался на жёсткие принципы логики. Самая главная наука для человека по его мнению — это философия, поэтому Аристотеля справедливо можно именовать “тринадцатым апостолом”. Он считал, что Творца от своего творения скрывает великий мрак, а афонские монахи и благочестивые миряне, которые считают, что через молитву и созерцание можно каким-то образом прикоснуться к Божеству, находятся в состоянии духовной болезни и прелести.
В ответ святой Григорий в «Триадах» пишет, что человек не может увидеть Бога воочию, но через путь молитвы, подвига и поста верующий имеет возможность прикоснуться к вечной Славе Божией уже на земле. Григорий Палама говорит о том, что главное делание христианина — стремиться к созерцанию Бога через Иисусову молитву, углублённое рассмотрение своей души, добрые дела и исполнение заповедей Божиих.
И сегодня святая Церковь празднует победу веры Христовой, но не над ересями и ошибками богословского ума, а над исключительным превозношением науки и рационального знания, предлагая своим чадам соприкоснуться с “умным деланием” и потрудиться в нем особенно усиленно в дни Святой Четыредесятницы».
Справка:
* Мы продолжаем развивать в своих новостных материалах тему Великого поста через образы чтения книги. В конце Четыредесятницы мы покажем, что между публикациями существует интертекстуальная связь, что они — главы одной большой книги Великого поста. В итоге Вы сможете увидеть на одной странице всё то новое и необычное, что открыли и узнали для себя студенты Академии на Неве за эти сорок дней. Следите за нашими публикациями на академическом сайте и в группе ВК.
Накануне воскресного дня ректор Академии совершил всенощное бдение в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в сослужении академического духовенства, а также игумена Иоанно-Предтеченского монастыря в Иерусалиме — архимандрита Варфоломея (Меллисиноса).
За Литургией епископу Петегофскому Силуану сослужили: архимандриты Софроний (Смук) и Августин (Никитин), священник Глеб Санюк, иеромонахи Лука (Пронских) и Алексий (Дурнев); протодиакон Кирилл Журавлёв, иеродиакон Филипп (Панфилов) и диакон Никита Баскаков.
Во время сугубой ектении владыка ректор прочитал молитву о мире в Украине и Сирии.
За богослужениями пели три хора Академии: мужской — под управлением Александра Рассадина, смешанный — под руководством монахини Ксении (Каньшиной), женский — под управлением Анастасии Корзун.
В храме Двенадцати апостолов всенощное бдение и Божественную литургию возглавил иеромонах Геннадий (Поляков) в сослужении иеромонаха Варфоломея (Магницкого), а также иеродиакона Гавриила (Раичевича). Пел хор иностранных студентов.
В храме Успения Божией Матери воскресную Литургию совершил иеромонах Феофан (Друганов). За богослужением пел хор воспитанников воскресной школы при Духовной Академии.
Пресс-служба СПбДА