«Аргументы в пользу существования Бога в православной патристике». В Академии прочитал лекцию по патрологии известный русский религиовед А. Р. Фокин

29 мая прошло очередное заседание кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. В рамках встречи по приглашению заведующего кафедрой священника Дмитрия Лушникова с лекцией «Аргументы в пользу существования Бога в православной патристике» выступил доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН А. Р. Фокин. На заседании присутствовали преподаватели кафедры, а также студенты магистратуры и аспирантуры богословского профиля Академии.

В начале выступления докладчик рассказал о двух априорных аргументах в пользу существования Бога: от врожденного знания и от понятия наивысшего. По словам А. Р. Фокина, такие сторонники первого аргумента, как Иустин Философ, Климент Александрийский и Тертуллиан считали, что все люди обладают врожденным внутренним знанием о Боге. Впоследствии в протестантской теологии априорный аргумент от понятия наивысшего приобрел наименование sensus divinitatis – чувство Божественного.

Далее Алексей Русланович представил слушателям апостериорные умозаключения в пользу существования Творца, которые в отличие от априорных выводятся не из внутреннего опыта души человека, а из созерцания внешнего мира. К таким аргументам относятся космологический, телеологический, онтологический, нравственный, исторический, от необходимости производящей причины и от существования разумных существ.

Рассказывая о нравственном аргументе, докладчик привел мысль Августина Иппонийского о том, что все люди без исключения стремятся к блаженству. Исходя из этого, чтобы человек имел возможность стремиться к счастью, в нем уже должно быть понятие о высшем блаженстве. Все люди стремятся к разным благам, но стремление само по себе предполагает наличие некого абсолютного блаженства, которым является Бог.

В заключение лекции докладчик отметил, что приведенные им аргументы возникли в православной патристике, с одной стороны, под влиянием античной философии, а с другой стороны, библейской традиции, в основе которых присутствовало понятие об Абсолюте как Первопричине мироздания.

По окончании участники имели возможность задать А. Р. Фокину интересующие их вопросы.

Пресс-служба СПбДА

Опубликовано 30.05.2019 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter