Выдающийся церковный писатель и подвижник благочестия епископ Феофан (Говоров) в 1857-1859 гг. занимал пост ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии. 22 января 2016 года, в канун дня памяти святого, ректор, духовенство и учащиеся Академии собрались за богослужением в академическом храме Двенадцати апостолов, где некогда будущий святитель совершал свое священническое служение.
В ночь с 22 на 23 января, в сам день памяти святителя, в храме Двенадцати апостолов архиепископ Амвросий в сослужении духовенства совершил Божественную литургию.
За всенощным бдением накануне празднования памяти святителя архиепископу Амвросию сослужили: иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе; иеромонах Геннадий (Поляков); священник Андрей Парафенюк; иеромонах Варфоломей (Магницкий); иеромонах Никодим (Хмыров), секретарь Ученого совета Академии; иеромонах Тарасий (Перов), руководитель отдела социального служения Мурманской епархии; протоиерей Сергий Алахтаев, заведующий канцелярией Ташкентской и Узбекистанской епархии; иеромонахи Афанасий (Букин), Феодосий (Желновачев), Филипп (Балиниу), Лука (Пронских) и Кирилл (Порубаев); протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Герман Ранне, диакон Вячеслав Ланский, клирик Кемеровской епархии, иеродиаконы Владимир (Палибрк), Димитрий (Кубеция) и Алексий (Дурнев).
За богослужением пели три академических хора, в храме молились студенты всех отделений и сотрудники Академии, прихожане академического храма.
По окончании богослужения архиепископ Амвросий поздравил участников торжества с праздником в честь святителя Феофана, некогда возглавлявшего Духовную Академию Северной столицы, и зачитал отрывок из слова святителя, приуроченного к 50-летнему юбилею Санкт-Петербургской Духовной Академии.
В этом замечательном слове, обращенном к студентам Академии, будущим пастырям, описывая общее отступление от норм христианской жизни, оскудение церковной жизни, характерное для его времени, святитель Феофан говорит, в частности, о задаче пастырского служения:
«Торжество наше совпало с таким временем, когда овцы гласно начали восставать на пастырей. Что же значит наше торжество? Последняя вспышка жизни или краска на лице умершего? Нет, – это призыв к тому, чтобы пастырство действительно явилось и стало торжествующим, возревновало о сем торжестве, ему свойственном, обнаруживающемся не во внешнем преобладании, а во внутренней власти над душами, – это призыв к усиленной деятельности – стоять не за свои права (пусть возьмут все и оставят одну свободу не стесняясь говорить по-пастырски), а за дело Божие, вверенное нам, – дело хранения и распространения истины Божией на земле силою слова, немолчно проповедуемого. Мы – “свет мира” (Мф.5:14): будем светить. Мы – “соль”: да не “обуяем”».
За ночной Божественной литургией в храме Двенадцати апостолов архиепископу Амвросию сослужили: иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе; иерей Алексий Зимовец, клирик Волгоградской епархии; священник Андрей Парафенюк; иеромонах Варфоломей (Магницкий); иеромонах Никодим (Хмыров), секретарь Ученого совета Академии; протоиерей Сергий Алахтаев, заведующий канцелярией Ташкентской и Узбекистанской епархии; иеромонах Тарасий (Перов), руководитель отдела социального служения Мурманской епархии; священник Глеб Санюк; иеромонахи Афанасий (Букин), Лука (Пронских), Филипп (Балиниу), и Кирилл (Порубаев); диакон Вячеслав Ланский и иеродиакон Димитрий (Кубеция).
Пел малый состав мужского хора под управлением студента 4 курса бакалавриата Марка Качанкина. В храме молились студенты Академии и прихожане храма, пожелавшие принять участие в ночном богослужении. Почти все молящиеся причастились Святых Христовых Таин.
Утром в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова прошло чередное богослужение – часы и Божественная литургия.
Святитель Феофан (Говоров), епископ Тамбовский, затворник Вышенский
В миру – Георгий Васильевич Говоров. Святитель Феофан (Затворник) — один из самых авторитетных русских аскетических писателей. Родился 10 (22) января 1815 года в Орловской губернии в семье сельского священника Василия Тимофеевича Говорова и его жены Татьяны. В 1841 году 26-летний Георгий Говоров принимает в Киеве монашеский постриг и нарекается именем Феофан. Спустя два месяца ректор Киевской Духовной Академии архимандрит Иеремия (Соловьев) рукополагает Феофана в начале в иеродиакона, а спустя еще два месяца – во иеромонаха. После окончания Киевской Духовной Академии в 1841 году Феофан становится преподавателем латинского языка.
Святитель Феофан (Затворник) был преподавателем и руководителем духовных учебных заведений – в 1857-1859 гг. возглавлял Санкт-Петербургскую Духовную Академию, – был членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, настоятелем русской посольской церкви в Константинополе, епархиальным архиереем – епископом Тамбовским. В 1872 г. святитель Феофан уходит в затвор в Вышенской пустыни (откуда и его прозвание — Затворник), в котором пробудет до конца своей жизни в 1894 г. В общей сложности святитель Феофан Затворник провел в затворе 28 лет. Впрочем, сам святитель Феофан Затворник утверждал, что он затворился «не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества». Святитель Феофан Затворник говорил по этому поводу: «Когда молитва твоя до того укрепится, что все будет держать тебя в сердце пред Богом, тогда у тебя и без затвора будет затвор… Этого затвора ищи, а о том не хлопочи. Можно и при затворенных дверях по миру шататься, или целый мир напустить в свою комнату».
Святителя Феофана Затворника отличает подлинно творческая свобода, горячий дух. Например, святитель Феофан Затворник высказывался за скорейший пересмотр богослужебных книг: «наши иерархи не скучают от нелепости потому, что не слышат, сидя в алтаре,… потому не знают, какой мрак в книгах, и это не по чему другому, как по причине отжившего век перевода».
Святитель Феофан не писал специально догматических трудов. Основные темы его сочинений — нравственное богословие и аскетика. Святому принадлежит множество толкований Священного Писания. Святитель Феофан Затворник сыграл ключевую роль в знакомстве русского Православия с древнехристианской аскетической литературой. Ему принадлежит множество переводов (прежде всего Добротолюбия). Особый вид литературных трудов Феофана Затворника представляют его многочисленные письма, которыми он обменивался со всеми, кто просил его советов, поддержки и одобрения, начиная с сановников и кончая простолюдинами.
Протоиерей Георгий Флоровский писал о святителе Феофане Затворнике: «Верным и типическим продолжателем отеческой традиции в аскетике и в богословии был святитель Феофан (Говоров). […] Религиозный идеал Феофана всего меньше можно назвать бытовым. И не в прикладных примечаниях об «относительных обязанностях» христиан разных состояний можно распознать его замысел. Это всего прежде идеал духовной жизни… Тема Феофана всегда о душе, стоящей перед Богом, в сокрушении, и в покаянии, или в молитве. «Вся надежда тогда Спаситель, а отсюда непрестанное: Господи помилуй…» Христианин восходит к Богу, через раскаяние и покаяние, и живет в Нем, «и в изумлении погружается в Его непостижимой беспредельности, и пребывает в Божественном порядке», благоговейно чтит и созерцает этот Божественный порядок бытия и жизни…»
По материалом с сайта Предание.ру
Пресс-служба СПбДА