Через все подготовительные недели Великого поста ведущим мотивом проходит тема покаяния, которая достигает своей кульминации в Неделю о Страшном суде. Многие художники эпохи Возрождения предлагали свой вариант прочтения евангельского сюжета о том, как Всемогущий Творец, окружённый сонмами ангелов в сияющих одеждах, нисходит на землю, неся наказание грешным и спасение праведным людям. Масштаб и неизбежность этого события вызывают страх.
Церковь же, говоря о Страшном суде нередкосмещает акцент с необратимости наказания – на долгожданную встречу человека со своим Небесным Отцом: «Вожделенный Твой глас, святых Твоих призывающий к радости, да услышу и я, несчастный, и обрету Царства Небесного неизреченное наслаждение»*. Эти слова напоминают, что Божественный суд отличается от человеческого в главном – это суд любви над совестью, которая сама покажет каждому меру его греха.
«На протяжении истории каждый человек остро интересуется тем, что произойдет в конце времен, и каким будет завершение окружающей нас действительности. В Священном Писании мы находим ответ на данный вопрос: здесь четко сказано, что конец света будет ознаменован Страшным Судом, который совершит Сын Божий. Эта перспектива ожидает всех людей, вне зависимости от их веры, мировоззрения и самого образа жизни.
Суд этот именуется Страшным, потому что в отличие от человеческого суда, он будет абсолютно объективным и справедливым. На Страшном Суде никто не сможет ничего предложить для своего оправдания, кроме добрых дел веры, ибо Христос есть нелицеприятный и неподкупный Судия.
Вместе с тем, данный Суд называется Страшным, также и потому что его решения и результат станут вечными и не будут подлежать никакому обжалованию. Человек не сможет повторно апеллировать к Божественному правосудию, настоять на временном характере наказания, рассчитывая затем изменить свою судьбу в лучшую сторону. Приговор будет окончательным и бесповоротным».
В Неделю о Страшном суде в академическом храме Иоанна Богослова епископ Петергофский Серафим совершил Божественную литургию в сослужении академического духовенства.
После чтения Евангелия владыка ректор обратился к молящимся с проповедью, посвящённой толкованию евангельской притчи о Страшном Суде (Мф 25:31-46). В своём слове епископ Серафим отметил, что неминуемость последнего Суда побуждает нас развивать в себе способность видеть Бога в окружающих нас людях:
«Притча о Страшном Суде призывает нас к необходимости воспитывать в себе способность видеть Бога в окружающих нас людях. Главным образом в тех, кто нуждается в нашей помощи, поддержке, внимании и добром слове. С таковыми людьми мы встречаемся каждый день. Однако их внешний вид не всегда явно показывает ту или иную нужду. Иногда страдающий человек внешне не отличается от нас, не выражает и не демонстрирует свои потребности, скорби и душевные раны. От нас требуется сердечная чуткость, чтобы принять ближнего человека, как Господа Бога, протянуть ему руку и поделиться с ним тем, что у нас есть – как материальным, так и духовным.
Наученные нынешним евангельским чтением, будем помнить о часе смертном и о Страшном Суде. Не стоит бояться Судища Христова, ибо страх его заключается не в каких-то ужасах, но в совершенной честности и правдивости, от которых современный человек, к сожалению, все дальше отходит. Жизнь по любви Христовой и заповедям, вместе с надеждой на Божественное милосердие, является залогом нашего оправдания».
По окончании Херувимской песни ректор Академии рукоположил во пресвитера студента II курса магистратуры диакона Симеона Колонтаева.
По окончании богослужения епископ Серафим направил слова поздравления и наставления рукоположенному сегодня пресвитеру Симеону, который в скором времени продолжит своё служение в одной их стран Юго-Восточной Азии:
«Пастырская дорога – самая прекрасная, радостная и счастливая. Но даже на ней мы неминуемо встречаемся со скорбями и испытаниями. И Ваш священнический путь не станет исключением: будут моменты духовного восторга, в которые Вы будете чувствовать отдачу от совершаемого дела, но будут и минуты уныния и отчаяния, когда будет казаться, что Вы оставлены и лишены помощи. Отгоняйте эти мысли прочь. В подобные моменты вспоминайте о том, что Господь Бог всегда находится рядом с Вами, и особенно близко Он пребывает со страдающим человеком, который испытывает искушения и трудности.
Сохраняйте упование на Бога и ставьте служение Ему на первое место. Молитвенно воздвизайте руки у Престола Господня и знайте, что Он никогда не оставит того, кто верен Ему до конца».
За воскресным богослужением также молились люди с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, находящиеся под опекой Братства попечения об инвалидах во имя Пресвятой Богородицы города Санкт-Петербурга. После Литургии студенты Духовной Академии провели для гостей концерт и прочитали тематическую лекцию.
Справка:
За Божественной литургией епископу Петергофскому Серафиму сослужили: архимандрит Софроний (Смук), архимандрит Августин (Никитин), проректор по воспитательной работе протоиерей Виталий Грищук, иеромонах Варфоломей (Магницкий), священник Глеб Санюк, иеромонах Никон (Касярум) и священник Симеон Колонтаев; протодиакон Кирилл Журавлев, иеродиаконы Иоанн (Галумов) и Филарет (Гавщук).
После сугубой ектении владыка ректор прочитал молитву о мире на Украине.
Проповедь по запричастном стихе произнёс студент II курса магистратуры Павел Иванов.
По заамвонной молитве духовенство совершило славление перед иконой Божией Матери «Знамение» Царскосельская, после которого епископ Серафим прочитал молитву перед её образом.
За богослужениями пели три хора Духовной Академии.
Накануне в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова владыка ректор возглавил всенощное бдение, после которого совершил благодарственный молебен по случаю 210-летия открытия Санкт-Петербургской Духовной Академии.
В академическом храме Двенадцати апостолов воскресные богослужения совершил иеромонах Паисий (Джеркович) в сослужении иеромонаха Павла (Чхве) и диакона Иннокентия Шишова. Пел хор иностранных студентов.
В храме Успения Божией Матери Божественную литургию совершил иеромонах Геннадий (Поляков). Пел хор воспитанников воскресной школы при Санкт-Петербургской Духовной Академии.
*Постная Триодь: Неделя Мясопустная, канон на утрени, 7 песнь.
Пресс-служба СПбДА