За три седмицы до Великого поста Церковь начинает готовить христиан к приближающемуся времени особого покаяния. И Неделя о мытаре и фарисее открывает новый период церковных богослужений, когда в привычный порядок служб вплетаются песнопения из Постной Триоди. Накануне воскресного дня, на утрени, хор исполняет стихиру «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», а евангельское чтение на Литургии задает настроение, с которым человек входит в Святую Четыредесятницу – предельное сосредоточение на внутренних процессах в своей душе и искреннее желание испросить у Господа помощи для исправления собственного несовершенства.
«Великий Пост – это время покаяния, очищения и духовного обновления человеческой души. Многие святые отцы называют данный период “весной духовной”, ибо подобно тому, как природа пробуждается весной от зимнего сна и расцветает яркими красками, так и душа человека призвана в дни Святой Четыредесятницы смыть скверну греха и духовно преобразиться, возвратив себе первозданный вид».
17 февраля 2019 года Божественную литургию в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершил епископ Петергофский Серафим в сослужении академического духовенства.Во время пения антифонов владыка постриг во чтеца Романа Хабарова – студента 4 курса Иконописного отделения Духовной Академии.После чтения Евангелия епископ Серафим обратился к молящимся с проповедью, посвященной толкованию притчи о мытаре и фарисее (Лк 18:10-14). В своем слове архипастырь отметил, что наше отношение к Богу – отражение нашего отношения к другим людям:
«Притча о мытаре и фарисее призывает нас задуматься над образом собственной жизни, над нашим самосознанием и поведением: насколько искренне и сердечно молимся мы Господу и осознаем свою греховность. Молитва – это наилучшее выражение человеческой сущности. Общение человека с Богом зеркально отображает его отношение к людям: если в центре жизни находится Создатель, а не горделивое ego, то тогда и общение с ближними окрашивается в теплые и добрые тона.
Несмотря на всю внешнюю праведность, в жизни фарисея Бог был поставлен на отдаленное место: этот человек совершал добродетели не во Имя Господа, а для самовосхваления. Мытарь же предстал пред Богом таким, каким он был, не стремясь оправдать себя и преуменьшить свои грехи: с сердечным сокрушением он просил Господа о милости. Покаянная молитва мытаря, его смирение и упование на милосердие Божие соделали его достойным оправдания. На данном примере мы хорошо видим действие Божественного правила: “всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится” (Лк. 18:14). Смиренная жизнь, сконцентрированная на осознании своего несовершенства и необходимости духовного развития, возвышает человека, очищает его и возводит в мир горний».
По окончании богослужения ректор Академии обратил напутственные слова к постриженному сегодня чтецу Роману:
«Роман, сердечно поздравляю тебя с важным и ответственным событием – вступлением в клир Церкви Христовой. Пусть учение, наставления и опыт молитвы, которые ты получаешь в Академии, помогут тебе сформироваться в качестве достойного церковнослужителя. Желаю, чтобы при помощи данного тебе таланта, посредством кисти и красок, ты научился создавать на древе священные изображения, отображающие Божественную Святость, которую каждый из нас призван живописать в своем сердце».
После богослужения владыка прочитал молитву Божией Матери перед иконой «Знамение» Царскосельская.
Справка:
За Божественной литургией епископу Петергофскому Серафиму сослужили: архимандрит Софроний (Смук), проректор по воспитательной работе протоиерей Виталий Грищук, иеромонах Геннадий (Поляков), секретарь Учёного совета иеромонах Никодим (Хмыров), священник Климент Нехамаия, иеромонах Павел (Чхве); протодиакон Кирилл Журавлёв, диакон Павел Топоров, иеродиакон Иоанн (Галумов) и диакон Иннокентий Шишов.
Проповедь по запричастном стихе произнес студент ΙΙ курса магистратуры Владимир Заброцкий.
За богослужением пели три хора Духовной Академии.Накануне всенощное бдение в храме Иоанна Богослова совершил проректор по воспитательной работе протоиерей Виталий Грищук в сослужении академического духовенства. По 50-м псалме впервые в этом году пелось «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».
Воскресные богослужения в храме Двенадцати апостолов совершил иеромонах Паисий (Джеркович) в сослужении иеромонаха Варфоломея (Магницкого), а также иеродиаконов Филарета (Гавщука) и Димитриана (Петса). Пел хор Факультета иностранных студентов.
Божественную литургию в храме Успения Божией Матери совершил иеромонах Никон (Касярум). Пел хор воскресной школы при Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Пресс-служба СПбДА