Торжественную Божественную литургию в престольный праздник храма совершил ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий.
Архиерею сослужили: настоятель храма протоиерей Виктор Московский; протоиерей Богдан Сойко, настоятель Николо-Богоявленского Морского Собора; архимандрит Викентий (Кузьмин), настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Зеленогорске; протоиерей Андрей Дьяконов, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове; протоиереи Богдан Жук, Андрей Герасимов и Александр Лесюис; священник Илия Макаров, заместитель Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии; духовенство из числа клириков Санкт-Петербургской епархии.
Диаконский чин возглавил протодиакон Андрей Левин.
За богослужением пел праздничный хор храма Смоленской иконы Божией Матери под управлением П. Фоменко.
В храме молились многочисленные прихожане и паломники.
По запричастном стихе клирик храма Смоленской иконы Божией Матери священник Игорь Есиков произнес проповедь.
Божественная литургия завершилась крестным ходом вокруг храма с почитаемым списком Смоленской иконы. У места упокоения строителя храма, протоиерея Георгия Петрова, была совершена заупокойная молитва. На паперти храма была всенародно пропета молитва Пресвятой Богородице, архиепископ Амвросий осенил молящихся храмовой иконой.
После в храме был произнесен отпуст и возглашены уставные многолетия, архиепископ Амвросий обратился к присутствующим с поздравлением от лица Высокопреосвященнейшего Варсонофия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, и архипастырским словом:
Сегодня в этом храме нас собрала Та, Которая стала дверью Боговоплощения, Которая открыла врата неба, чтобы оно сошло на землю. Единственный чистейший сосуд из всего рода человеческого, вместивший в себя Того, Который «не почитал хищением быть равным Богу, но умалил Себя Самого, приняв образ раба, стал подобным человекам» (Флп 2:6-7), чтобы «о имени Иисусове всякое колено поклонилось небесных, земных и преисподних» (Флп 2:10). Чтобы человек, живущий в мире, тоскующий по потерянному раю, по небесному Отечеству, смог «восходить от силы в силу» (Пс 83:8), преображая свою поврежденную грехом природу. Смог питать ее теми дарами, которые подает за тайной Божественной Евхаристии Тот, Кто принял на Себя человеческое естество – Сын нашего Небесного Отца.
Все это происходит в храме. В том месте, которое по слову митрополита Вениамина (Федченкова) стало небом на земле. Бог живет в нерукотворенных храмах и не требует служения рук человеческих. Он вседовольный, всеблагой и вседостаточный, и не имеет никакой нужды в наших прошениях и жертвах, даже в наших молитвах. Нужду в этом имеем мы. Потому что это единственно возможный путь возвращения к Небесному Отцу, возвращения утерянного рая и нахождения той дороги, которая ведет к Небесному Царству. В земном раю не было храма. В Небесном Царстве тоже не будет храма, потому что все это Царство будет составлять один большой храм, который не будет иметь конца. Храм, который не будет ограничен ни пространством, ни временем, ни чем-либо из того, чем ограничено наше земное бытие. Однако же наша встреча с Богом происходит именно в храме. Потому что те храмы, что строит человек на земле, являются местом, где мы отходим от тоски по небесному Отечеству. Местом, где человек осознанно или нет рвется всем сердцем к свету, к высокому, к чистому, Которым является только Бог, и находит его именно под сводами рукотворенных домов Божиих, наполненных нерукотворной Божественной благодатью. Именно поэтому мы строим и освящаем храмы, молимся в них и устраиваем для себя здесь на земле дом Небесного Отца, в котором можем встретиться с Ним так, как нигде. Хотя и в ином месте непостижимым для человека образом очень часто происходит эта встреча Бога и человека. Встреча, после которой меняется жизнь, меняется уклад, меняется и сам человек. И начинается новое бытие человека на земле. Бытие, сопровождающееся питанием Божественной благодати, бытие, ведущее к тому потерянному раю, который мы обретаем в храме Бога Живого здесь, на земле. Но только в храме происходит теснейшее единение Бога и человека, утоляется тоска по потерянному раю и открывается Новое Небо и Новая Земля.Сегодня, в праздник Смоленской иконы Божией Матери, мы отмечаем 225-летие освящения этой Смоленской церкви. Во время крестного хода мы остановились у места погребения строителя и первого настоятеля Смоленской Церкви – протоиерея Георгия Петрова. Мы молились об упокоении его бессмертной души и о всех тех, кто здесь прежде нас служил, трудился, молился и возводил стены этого храма. И, конечно же, мы не можем забыть сегодня имя той, которая упокоилась недалеко отсюда и своим незримым ходатайством привлекает к этому месту многих и многих людей – блаженной Ксении Петербургской, одной из тех, кто построил эту церковь. Время стирает в памяти человечества очень многие события. Время, как говорят, и раны лечит, но также и предает забвению даже самые значимые события в жизни людей, в истории семей, городов, государств, народов и всего человечества. Но те события, которые связывают нас с вечностью, не могут быть забыты, даже если они не имеют существенного значения в масштабе страны и уж тем более, всего человечества. Одним из таких событий стало возведение этого храма. Храма, который построили люди, принеся его в дар Небесному Отцу и посвятив Той, Которая сделала возможным Боговоплощение и спасение человеческого рода. Мы являемся продолжателями дела Ее Божественного Сына. Как бы это ни высоко и, может быть, даже страшно ни звучало для нас. Мы, грешные, падшие и несовершенные люди, составившие Церковь Христову, призваны к тому, чтобы продолжать проповедь жизни во Христе здесь, на земле. Являя эту проповедь не столько в хитросплетенных словесах человеческой мудрости и совершенных риторских приемах, сколько в самой жизни, в самом примере, который так красноречиво в Своем бытии явила нам Царица Небесная. Этот земной храм имеет великую святыню – один из списков Смоленской иконы Божией Матери. Той иконы, которая по преданию была написана евангелистом Лукой, которая из Антиохии прибыла в Иерусалим, затем в Константинополь, а затем — на Русь. От неё изошел голос, подвигший мученика Меркурия Смоленского выйти против врагов нашей земли и погибнуть в том сражении, но исполнить волю Божественного Сына Той, Которая через Свою икону изрекла эту волю: страшную, трагическую, но так необходимую для нашего народа. Перед этой иконой мы молимся и обращаем к Богородице свои просьбы. Но мы должны помнить, что и Царица Небесная обращается к нам со Своей материнской просьбой – любить ее Сына. Любить так, как нам об этом говорит Святое Евангелие: «Если любите Меня, соблюдите мои заповеди» (Ин 14:15).
Нам нужна любовь, которая бы выражалась не только под сводами храма, не только в словах и молитвах, но каждодневно, ежечасно, ежеминутно проявлялась наших поступках и словах. В нашем отношении к ближним и к Богу. В наших мыслях и сердцах. Чтобы эта любовь свидетельствовала о том, что мы – Церковь Христова, что мы есть то царственное священство, которое взято в особый удел.
После слов проповеди архиепископ Амвросий наградил активных участников приходской жизни храма епархиальными медалями и благословенными грамотами.
В ответном слове настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери протоиерей Виктор Московский, обращаясь к участникам торжества, поблагодарил архиепископа Амвросия и духовенство за благолепие службы, всех присутствующих — за молитвы. Протоиерей Виктор преподнес в подарок архиерею Смоленский образ Богородицы.
***
Церковь Смоленской иконы Божией Матери — самый известный и старинный храм Смоленского кладбища. Первое деревянное здание церкви, благодаря заботам императрицы Елизаветы Петровны, было построено за два года и освящено 30 сентября 1760 года. Затем к нему был пристроен освящённый 6 ноября 1772 году Михайловский придел.
Спустя шестнадцать лет настоятель церкви протоиерей Георгий Петров собрал средства на строительство каменного здания. Проект нового храма составил академик архитектуры Алексей Алексеевич Иванов. Место для постройки выбрал митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил, сделавший это по прибытию на Смоленское кладбище 2 июня 1786 года. Здание строилось с 1786 по 1790 год. На возведение храма многие купцы жертвовали кирпич, песок. Строительные материалы подвозились к Смоленскому кладбищу по реке Смоленке. Новый иконостас был изготовлен охтинскими мастерами во главе с Яковом Дунаевым. Храмовые иконы создали академики живописи И. А. Акимов и Г. И. Козлов. 26 сентября 1790 года был освящён придел во имя Иоанна Богослова, через пять дней — придел во имя Смоленской иконы Божией Матери.
Со строительством каменного здания Смоленской церкви связано житие святой блаженной Ксении Петербургской. Она помогала строителям, по ночам поднимая на строительные леса кирпичи в подоле платья. Находящаяся неподалёку от Смоленской церкви часовня Ксении Петербургской является одним из главных мест паломничества верующих в Санкт-Петербурге.
Старая деревянная церковь в 1792 году была перестроена и освящена во имя архистратига Михаила.
В 1809 году архитектором Андреяном Захаровым к зданию Смоленской церкви был пристроен северный придел. Впоследствии храм был украшен росписями работы Безсонова. 24 июня 1833 года здесь был освящён Ильинский придел. 1 октября 1892 года к объёму церкви пристроили придел Иоанна Предтечи, где разместился выполненные М. М. Васильевым в византийском стиле иконостас. Северный и южный фасады украсили портики, в церкви открылась библиотека.
В 1932 году из закрытого Казанского собора сюда была перенесена Казанская икона Божией Матери. В советское время храм был закрыт лишь в 1940-1946 годах, Казанская икона была перенесена в Князь-Владимирский собор. 8 февраля 1947 года Смоленская церковь была вновь освящёна, в дальнейшем богослужения здесь не прекращались. До 1990-х годов этот храм оставался единственным открытым храмом на Васильевском острове. В 1950 году Смоленской церкви передали икону Милующей Божией Матери, для которой был сооружён ещё один придел.
Очередной ремонт храма производился в В 1987-1988 годах. 16 февраля 1990 году к 200-летию храма был освящён южный придел во имя Блаженной Ксении Петербургской.
Пресс-служба СПбПДА