В Петербурге февраль. Небо затянуто свинцовой пеленой, и поэтому солнце – редкий гость. На улице слякоть, так как постоянно чередуются снег с дождём. Несмотря на непогоду, верующий человек приходит в храм на богослужение. Здесь, в Неделю о блудном сыне он слышит песнопение «На реках вавилонских», которое в этом году поётся первый раз. В словах этого псалма ощущается боль разлуки и жгучая тоска грешной человеческой души по своему Творцу. Но как не впасть в беспросветное уныние и отчаяние, а наоборот, найти Бога?
Ответ слышен в другом песнопении – «Покаяния открой мне двери, Жизнодавче». Покаяние – вот ключ к обретению Бога. Именно оно вернуло прежнее достоинство и радость отеческой любви блудному сыну – герою притчи Иисуса Христа, которой посвящено это воскресенье. Только заметив возвращающегося сына, отец выбежал ему навстречу и обнял. Не то же самое происходит на каждой Божественной литургии? Лишь увидев намерение человеческой души к исправлению, Спаситель в Своих Дарах выходит ему навстречу и восстанавливает каждого в первозданном состоянии, соединив с Собой.
«После вознесения Господа Иисуса Христа на небо Его ученики пребывали в Иерусалимском храме, «хваляще и благословяще Бога» (Лк 24:53). В этом заключено указание на то, как нам следует проводить свою духовную жизнь и как нужно готовиться ко второму пришествию Спасителя. Мы должны пребывать в единодушии и разделять друг с другом тяготы и сложности земного бытия. Верующие люди призваны всегда быть вместе духовно. Быть вместе – значит исключить из своей жизни злословие, тщеславие, зависть и прочие отрицательные черты, грехи и пороки, которые разъедают ткань человеческой личности и взаимообщения.
Безусловным залогом нашего благополучного бытия является пребывание в Церкви Божией, участие в литургической жизни, наивысшей точкой которой является Таинство святой Евхаристии. Это то, к чему мы постоянно должны устремлять наши умы и сердца, ибо через Евхаристию мы принимаем Спасителя и становимся с Ним единым целым».
Божественную литургию в Неделю о блудном сыне в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершил митрополит Хамийский Николай в сослужении епископа Петергофского Серафима и академического духовенства.
В конце богослужения владыка ректор от лица преподавателей и студентов выразил благодарность митрополиту Николаю за совместное богослужение и обратил внимание на тот факт, что Антиохийскую и Русскую Церкви связывают многолетние узы братской любви и дружбы:
«Русскую и Антиохийскую Православные Церкви связывают многовековые узы любви и дружбы. Время показывает, что мы вместе и в радости и в скорби, что мы всегда готовы протянуть друг другу руку помощи. Мы совершаем взаимную молитву друг за друга, прося Господа, чтобы Он благословил наше земное странствование.
В Санкт-Петербургской Духовной Академии обучаются студенты из Сирии, мы надеемся, что представители вашей славной Церкви и в будущем будут приезжать в Академию на Неве, чтобы изучить русский язык, познакомиться с нашей богословской традицией и воочию увидеть жизнь Русской Церкви.
В сегодняшний воскресный день совершилось самое главное – мы вместе с Вами помолились и приобщились единой Чаши Тела и Крови Христовых. Это есть основной знак подлинного единения святых Божиих Церквей и нашей обоюдной братской любви».
Также владыка ректор подарил сирийскому архипастырю икону покровителя Духовной Академии апостола и евангелиста Иоанна Богослова и панагию с образом Казанской иконы Божией Матери.В ответном слове митрополит Николай поблагодарил владыку за тёплый приём и выразил надежду на дальнейшее укрепление отношений между двумя Поместными Церквями:
«Сердечно благодарю Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия за возможность приехать в вашу страну и в ваш город. Также благодарю Господа за возможность совершить вместе с Вами священную Литургию. На протяжении веков мы молимся друг за друга, однако сегодня наше единство скрепляют не только молитвы, но и Божественная Евхаристия. Так мы подтверждаем и продолжаем дружеские отношения между нашими Церквями. Прошу Ваших молитв за наши Церкви и мир между всеми людьми».
Завершая свои слова, митрополит Николай преподнёс в дар епископу Серафиму мощи святого Иакова Хаматурского и деревянный крест ручной работы.После Божественной литургии митрополит Хамийский Николай встретился в Актовом зале с преподавателями и студентами Духовной Академии. Он рассказал об истории Антиохийской Православной Церкви в Сирии и привел примеры её взаимоотношений с Русской Православной Церковью. Затем гость ответил на вопросы студентов о духовном образовании в Сирии и проблемах современного православия.Завершая встречу, епископ Петергофский Серафим поблагодарил сирийскую делегацию и высказал готовность к сотрудничеству в сфере духовного образования:
«От лица всех студентов и преподавателей нашей Академии сердечно благодарю Вас за визит к нам.. Эти несколько дней, которые Вы провели здесь, позволили нам по-особому почувствовать сирийскую православную традицию, а общение помогло нам узнать много нового о жизни Антиохийской Церкви.
Тесные связи с епископатом, клиром и верующими древних братских православных Церквей содействуют сохранению преемственности и уважению традиций, которые, как известно, являются столпами Церкви Христовой».
Справка:
За Божественно литургией митрополиту Николаю и епископу Серафиму сослужили: архимандрит Софроний (Смук), клирик Антиохийской Церкви священник Антоний (Фади) Санкари, проректор по воспитательной работе протоирей Виталий Грищук, иеромонах Геннадий (Поляков), секретарь Учёного совета иеромонах Никодим (Хмыров), священник Глеб Санюк, иеромонахи Феофан (Друганов) и Павел (Чхве); протодиакон Кирилл Журавлёв, иеродиакон Филарет (Гавщук) и диакон Иннокентий Шишов.
Во время сугубой ектении владыка ректор прочитал молитву о мире на Украине.
Проповедь после запричастного стиха произнес студент II курса церковно-исторического отделения магистратуры Иоанн Колонтаев.
За богослужением пели три хора Духовной Академии.
В академическом храме Двенадцати апостолов Литургию в Неделю о блудном сыне совершил иеромонах Никон (Касярум) в сослужении иеромонахов Варфоломея (Магницкого) и Паисия (Джерковича), а также иеродиакона Иоанна (Галумова). За богослужением пело трио смешанного хора под управлением студентки 4 курса Факультета церковных искусств Аллы Унгурян.
Пресс-служба СПбДА