Образование священнослужителя заключается не только в чтении литературы или изучении нового материала. Для будущего пастыря важно осмыслять нравственные и религиозные проблемы окружающего его социума, многие из которых отражены в кинематографе. Поэтому в Духовной Академии регулярно проходит кинолекторий, во время которого протоиерей Георгий Митрофанов и студенты обсуждают тот или иной фильм, касающийся жизни в современном мире.30 ноября состоялся просмотр кинокартины режиссера Владимира Хотиненко «Мусульманин». Перед просмотром к собравшимся в Актовом зале Академии обратился протоиерей Георгий Митрофанов:
«Этот фильм прежде всего предупреждает нас о тех опасностях и искушениях, которые ожидают наше церковное возрождение. Он показывает нам Россию в целом, Россию начала девяностых годов. Режиссер Владимир Хотиненко считает эту картину своим самым религиозным фильмом. И хочу сказать, что более религиозного фильма в нашем художественном кинематографе не появилось до сих пор».
Отец Георгий разделил просмотр фильма на основные сюжетные линии, к каждой из которых давал свой комментарий. Он обращал внимание зрителей на поведение действующих лиц, стиль общения между главными героями и на незначительные детали кинокартины. Например, в одном из первых кадров фильма священник на фоне природы поёт кондак Пресвятой Богородице:
«Мы видим священника, мы видим прекрасную природу. Жива Россия, жива Церковь. Началось церковное возрождение, но с первых же кадров автор дает нам предупреждение – у этого священника нет паствы. Он в совершенном одиночестве. Закончился ад Афганской войны, бессмысленной и бездарной. В Чеченскую войну Россия только входила и мы еще не понимали, что такое мусульманский фундаментализм. И именно в этом фильме режиссер подводит нас к этому противоречию: мусульманин появляется в совершенно русской деревне».
Действие фильма происходит в постсоветской России, в одну из деревень которой после афганского плена возвращается рядовой Николай Иванов. В родной дом он вернулся ортодоксальным мусульманином, но так и не нашел взаимопонимания ни с односельчанами, ни с родными людьми. И на протяжении всей картины главный герой проходит путь, на котором ему встречаются люди со своими грехами и слабостями.Кульминацией фильма становится эпизод, когда с главным героем, который уже начал путь воцерковления, встречается его бывший замполит – военный человек, верный своему делу, принявший уже несколько лет назад Таинство крещения. И на этот фрагмент отец Георгий обратил особое внимание:
«Картина показывает вполне узнаваемый образ человека, который служит двум господам. Он избирательно принимает заповеди и церковное учение, но проповедует не христианскую мораль, для него Церковь – атрибут этноса. В России все должны быть православными, а в Афганистане – мусульманами. Но самое главное в другом: этот человек считает себя крещеным. Перед нами человек, который освободился от беса атеистического богоборчества, но душа его осталось пустой, и этот бес снова вернулся и привел семерых злейших. Однако не случилось ли и с нами что-то подобное? Почему так часто наша церковная жизнь при всем своем нарочитом «православии» не имеет самого главного – Христа?»
В завершение просмотра отец Георгий побудил зрителей задуматься не только о том пришёл ли этот мусульманин ко Христу, но и задать вопрос к самим себе: «А в какой точке нахожусь я на пути к Богу?»
Пресс-служба СПбДА