24 октября 2010 года в актовом зале Санкт-Петербургских духовных школ прошел концерт классической музыки.
Концертная программа состояла из произведений И. Брамса, Г. Венявского, С. Прокофьева и Д. Шостаковича. Исполняли произведения лауреаты международных конкурсов Антон Стародубцев (скрипка), Дарья Харинова (скрипка), Тимофей Чернобылов (альт), Алексей Говоров (виолончель), Марина Глушко (фортепиано).
Перед началом концерта ведущий протоиерей Вячеслав Харинов обратился с вступительным словом к аудитории, в котором подчеркнул, насколько важно современному священно- и церковнослужителю быть носителем и распространителем культурной традиции, что предполагает, в том числе, способность разбираться в пространстве европейской классической музыки. «Музыка, — отметил отец Вячеслав, — это не просто набор звуков, это, конечно же, вид духовной деятельности».
Концертная программа открылась сочинением немецкого композитора и пианиста И. Брамса «Соната № 1», состоящим из двух частей. Предваряя выступление Марины Глушко и Дарьи Хариновой, отец Вячеслав вкратце раскрыл культурологическое значение направления романтизма, ярким представителем которого был И. Брамс, а также рассказал о творческом гении и биографии музыканта, особенностях его характера и жизненных обстоятельствах, повлиявших на профессиональное становление композитора.
Следующим номером музыкальной программы стал каприс для двух скрипок знаменитого польского композитора и виртуозного скрипача Генриха Венявского, которого современники справедливо называли «вторым Паганини». Отец Вячеслав охарактеризовал эту изысканную миниатюру, исполненную Антоном Стародубцевым и Дарьей Хариновой, как «целую космогонию о мире, в котором сталкиваются добро и зло, черное и белое, мужское и женское, начало декоративное и начало ошеломительное в своей простоте и правде».
В продолжение концертного вечера Марина Глушко сыграла фортепианную сонату № 7 Сергея Прокофьева, написанную композитором к 1942 году и впервые исполненную в следующем году в московском Колонном зале Святославом Рихтером и удостоенную Сталинской премии.
Заключительным музыкальным произведением концертной программы стал Восьмой квартет Дмитрия Шостаковича, посвященный композитором «памяти жертв фашизма и войны» и написанный как своего рода «реквием себе». Именно об этом сочинении великого пианиста А.А. Ахматова написала стихотворение «Музыка». Протоиерей Вячеслав рассказал о яркой творческой личности и трудной судьбе Д. Шостаковича, одного из крупнейшего композиторов XX века, внесшего значительный вклад в развитие мировой музыкальной культуры. Отец Вячеслав также затронул проблему взаимоотношений музыканта с советским репрессивным режимом и лично со Сталиным. Ведущий назвал Восьмой квартет, пронизанный чувством безысходности и ощущением неминуемого конца, трагической иллюстрацией жизни художника в тоталитарной системе. «Вся эпоха в этом квартете, все время, все непростые отношения человека с системой, — подчеркнул он. – Система не могла задушить, задавить этого гения, который за внешней респектабельностью советской жизни нес внутренний трагизм гениального композитора, сражающегося с системой».
Завершая концертный вечер, отец Вячеслав поблагодарил аудиторию за внимание и живой эмоциональный отклик.
Пресс-служба СПбПДА