Каждый год мы встречаем Рождество Христово. И все же каждый раз мы улавливаем что-то новое, хоть и кажется, что это событие повторяется из раза в раз. Вечером, в канун сочельника, в академическом храме собрались прихожане, сотрудники и немногие студенты, оставшиеся в городе на каникулах. Привычно тихое и скромное богослужение в этом году окрашено тожеством воскресного всенощного бдения. Всякий год навечерие праздника погружает нас в тишину и полумрак пещеры, в которой приютилось Святое семейство. 2019 год дает нам другую перспективу. Не земную, но небесную. Торжество Воскресения предваряет весть о Боговоплощении: вместе с ангельским миром и Самим Творцом мы уже знаем ради какой великой победы рождается в безвестности этот Младенец. И мы уже не ждем. Мы присоединяемся к этому небесному ликованию.
Евангельское чтение и проповедь владыки ректора усиливают ощущение всемирности происходящего. И в то же время указывают, что каждый из нас не зритель грандиозного исторического события, но его непосредственный участник:
«Евангелист Матфей начинает свое повествование с родословия Господа Иисуса Христа по плоти для того, чтобы подчеркнуть Его происхождение от Давида и Авраама и тем самым показать, что Иисус из Назарета – это именно Тот долгожданный Мессия – Помазанник, Которого Всещедрый Бог обещал народу Своему, и Который явился, чтобы даровать людям избавление. Ибо как гласили богодухновенные пророки, Христос должен был прийти из дома царя Давида. Если мы внимательно посмотрим на это родословие, то увидим, что среди предков Спасителя по плоти были как праведники, так и грешники. Но всех этих людей – и добрых, и злых объединяла вера в пришествие Мессии, они надеялись на спасение, которое Бог по Своей неизреченной любви благоволил даровать падшему человечеству. Каждый из них, так или иначе, причастен к явлению на земле Божественного Помазанника.
Абсолютное большинство праотцев Господа Иисуса Христа по плоти были иудеями, поскольку именно этот народ являлся богоизбранным. В соответствии с заключенным с Богом Заветом, иудеи должны были хранить истинную веру и благочестие, а Бог принимал на Себя обязательство быть их Покровителем. Потому и спасение должно было вначале прийти для иудеев, а затем через них и для остальных народов. Однако Премудрость Божия еще тогда, в ветхозаветную эпоху, указала на вселенское значение избавления, которое принесет Мессия всему человеческому роду без исключения. В родословии Господа Иисуса Христа упоминается женщина Руфь, жена Вооза, которая была моавитянкой. Указание на то, что в числе предков Мессии была также и иноплеменница, свидетельствует о Его пришествии в мир не только для одного иудейского народа, но для людей всех национальностей. Упоминание Руфи является прообразом всеобъемлющего характера Святой Церкви, которую создаст Господь Иисус Христос, и которая станет новым богоизбранным израильским народом, причастность к которому будет определяться не национальностью, а верой и любовью к Богу, горячим желанием жить в соответствии с Евангелием».
Торжество встречи Богомладенца уже не затихает. Оно только нарастает от одного богослужения к другому. Воскресное утро приближает кульминацию этого времени. После Божественной литургии и великой вечерни из алтаря выносят свечу, которая символизирует собой Вифлеемскую звезду. Под пение тропаря празднику ее воздвигли на амвоне храма как образ путеводного огня, воссиявшего волхвам и знака скорой встречи с тайной Боговоплощения.
«Каждый человек может стать частью нового богоизбранного народа – Святой Церкви Христовой. Это происходит не через национальную или социальную принадлежность, а через веру в Бога, преданность Ему и Его спасительному учению. Для этого необходимо всей душой и сердцем жаждать Воскресшего Господа и без оглядки идти навстречу Ему, подобно тому, как устремился к Нему апостол Петр на море Тивериадском. После страданий и смерти Иисуса Христа апостолы пребывали в некоем недоумении, быть может даже в состоянии, которое современные психологи называют фрустрацией. Не понимая, что после смерти Христа наступит и Его славное Воскресение, ученики как бы вернулись к тому, с чего начинали – к своему привычному делу – рыбной ловле. И в этот самый момент, когда казалось, что уже все кончено, им является Воскресший Христос. Что делает Петр? Он без промедления, не желая тратить время на греблю веслами, бросается в воду, чтобы как можно быстрее приступить к своему любимому Учителю. Данный поступок служит для каждого из нас примером того, с каким рвением и горением нужно стремиться к Богу, сокровищам духовным, вечным и нетленным дарам, уготованным для нас Царстве Небесном», — епископ Петергофский Серафим.
Всенощное бдение праздника Рождества Христова (великое повечерие и утреня с первым часом) начнутся в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова сегодня в 20:30. Сразу же после окончания праздничного всенощного бдения начнется чтение часов, после которых епископ Серафим совершит Божественную литургию святителя Василия Великого.
Справка:За богослужениями Рождественского сочельника епископу Серафиму сослужили иеромонах Геннадий (Поляков); священник Андрей Парафенюк; иеромонах Варфоломей (Магницкий); священник Глеб Санюк; протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Павел Топоров, иеродиакон Павел (Чхве). Пел малый состав мужского хора под управлением студента 4 курса бакалавриата чтеца Максима Калинина.