Первая драма в истории человечества – это грехопадение Адама и Евы и последовавшее за ним изгнание Рая. Тогда впервые Адам заплакал – он ощутил, что Бог его оставил: «Рыдал Адам, и слезы лились его на грудь и землю, и вся пустыня слушала стоны, птицы и звери умолкли в печали…».* По сей день горькое послевкусие смертности наполняет человеческое существо, потому что вместе с проступком первого человека все люди лишились Небесного Царства и вечной жизни.Однако слезы покаяния Адама, это ещё и слезы надежды на Божественное милосердие. Именно это событие Церковь вспоминает накануне святой Четыредесятницы, потому что Великий пост – наилучшее время для покаяния и исправления своего сердца. Подобно тому, как Спаситель молился в пустыне сорок дней, так и каждому христианину предстоит пройти этот путь, повторяя в своём сердце слова: «Милостиве, помилуй мя падшаго!».В Неделю Сыропустную в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова епископ Петергофский Серафим возглавил Божественную литургию в сослужении академического духовенства.После чтения Евангелия владыка ректор обратился к молящимся с проповедью, в которой отметил, что умение прощать, искренность и стремление к духовному преображению – условия восстановления отношений с Христом:
«В сегодняшнем евангельском чтении Христос напоминает, что получение нами прощения со стороны Господа находится в прямой зависимости от того, насколько мы готовы простить наших ближних. Подобно тому, как любовь к Богу мы можем выразить и доказать только через любовь к окружающим людям, так и заслужить прощение возможно только, простив согрешения своим обидчикам.
Также Спаситель обличает лицемерное поведение и призывает нас проходить постное поприще, равно как и творить любые добрые дела, не напоказ, не для внешнего одобрения со стороны других, но искренне, внутри себя, для спасения своей души и нетленной награды в вечности.
И третье наставление Господа указывает нам на необходимость стремиться к небу, как к месту вечной и счастливой жизни, нашему подлинному дому. Все, что мы имеем на земле, носит временный и преходящий характер. Бессмысленно собирать сокровища и богатства в нынешней реальности, которая для каждого из нас завершается в момент физической смерти, могущей наступить внезапно, в любую минуту».
По окончании великого входа епископ Серафим возвёл во пресвитера студента 4 курса бакалавриата иеродиакона Филарета (Гавщука), а после богослужения обратился к нему со словами поздравления:
«В нынешний день Господь призвал тебя к пресвитерскому служению – самому ответственному служению на земле. Отныне ты стал совершителем Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Тебе дан величайший дар – совершать Евхаристию, низводить благодать Святого Духа на народ Божий и возвращать его в то райское блаженство, которое было потеряно нашими прародителями.
Никогда не изменяй Богу и сохраняй свою веру. Во всех сложных обстоятельствах молись, знай, что Господь рядом и что Он никогда не оставит священника, который целиком и полностью посвятил Ему свою жизнь. А ты являешься таковым, потому что вместе со священным саном совмещаешь и монашеские обеты, которые позволяют более активно, свободно и независимо от земных попечений служить Господу Богу и Его Святой Церкви.
Пусть этот момент рукоположения останется в твоей памяти навсегда, сохраняй эти непередаваемые ощущения, которые каждый из нас чувствовал в момент хиротонии. Я уверен, что ты ощутил это особое действие благодати и пусть она не покидает тебя до самого последнего дня».
Справка:
За Божественной литургией епископу Петергофскому Серафиму сослужили: проректор по воспитательной работе протоиерей Виталий Грищук, секретарь Учёного совета иеромонах Никодим (Хмыров), священник Глеб Санюк, иеромонахи Лука (Пронских) и Павел (Чхве), священник Симеон Колонтаев; протодиакон Кирилл Журавлев, диакон Павел Топоров, иеродиакон Иоанн (Галумов) и диакон Борис Кашков.
Во время сугубой ектении диакон вознёс особые прошения о единстве Православных Церквей, после чего владыка ректор прочитал молитву о мире на Украине.
По запричастном стихе с проповедью к молящимся обратился студент II курса магистратуры чтец Глеб Муреня.
После заамвонной молитвы духовенство во главе с епископом Серафимом совершило славление перед иконой Божией Матери «Знамение» Царскосельская.
За богослужением пели три хора Духовной Академии.
Накануне Недели Сыропустной епископ Петергофский Серафим в сослужении академического духовенства возглавил всенощное бдение, по окончании которого ректор Академии совершил заупокойную литию по новопреставленному протоиерею Павлу Красноцветову – старейшему клирику Санкт-Петербургской епархии и настоятелю Казанского кафедрального собора.В храме Двенадцати апостолов воскресные богослужения совершил иеромонах Паисий (Джеркович) в сослужении иеромонаха Варфоломея (Магницкого) и диакона Иннокентия Шишова. Пел квартет смешанного хора.
*Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан Афонский: Адамов плач.
Пресс-служба СПбДА